Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Глагол - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: углубить знания о глаголе как части речи, о его морфологических признаках; развивать умение употреблять глаголы в речи, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять глагол по его морфологическим признакам, определять грамматическую форму глагола; применять правило написания ь в глаголах 2-го лица ед. ч. наст, и буд. вр.; использовать приемы получения информации; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Чтение и анализ нескольких сочинений.
2. Выборочный диктант.
Запишите только словосочетания глаголов с наречиями.
1) Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром...
2) Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
(Тихонько отворилась, порядком убрала, затопила жарко, тихонько улеглась.)
Можно пояснить, что наречие кругом тоже зависит от глагола, но этот глагол (“есть”) только подразумевается в настоящем времени, а проявляется лишь в будущем или прошедшем времени: кругом будут или кругом были (лавки). Провести аналогию с изучаемыми иностранными языками, где этот глагол присутствует и в настоящем времени.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Повторение частей речи мы начнем с глагола. Это одна из важнейших частей речи. Вы можете сказать, что все части речи важны. Это действительно так.
В чем же предназначение глагола? Мир находится в постоянном развитии, изменении, и это отражается в речи с помощью глаголов. Благодаря глаголам передаются действия людей, движение жизни.
Глагол — одна из самых трудных для изучения частей речи. В каждом учебном году мы будем пополнять и расширять знания об этой части речи.
— Что означает глагол как часть речи?
— На какие вопросы отвечают глаголы?
— Как изменяются глаголы?
— Приведите примеры глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.
— Все ли глаголы изменяются по родам?
— Как называется изменение глаголов?
— Прочитайте теоретические сведения учебника (с. 39).
2. Развитие речи.
Упр. 79 — устное сочинение по рисунку.
— В каком времени нужно употреблять глаголы в сочинении? Почему? (Вопрос в задании — “Что делают школьники?” — подсказывает, что глаголы следует употреблять в настоящем времени.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 80 — выполнение задания (устно).
2. Упр. 81 — комментированное письмо; наблюдения. Отметим чередование согласных в корнях при спряжении глаголов; употребление ь.
Вывод. Во 2-м лице глаголов единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих пишется ь.
3. Упр. 82 — обсуждение заданий (на доске и в тетрадях).
Дополнительные вопросы
— Укажите, в каком числе стоят глаголы.
— Как определить, в каком лице стоят глаголы? (Примерный ответ. Лицо глаголов легко определить по местоимению: я лежу, гляжу, мы сидим и смотрим. Если местоимения нет в предложении, найдем существительное, к которому относится глагол, и заменим это существительное местоимением: тучи (они) летят; собаки (они) мокнут; вода (она) течет. Если же нет и существительного, подставим подходящее местоимение к глаголу: не выйдешь (ты).)
4. Упр. 79 — подготовленное сочинение, самостоятельная работа.
V. Подведение итогов
— Что обозначает глагол?
— Каковы признаки глагола?
— Как определить лицо глагола?
Домашнее задание
1. § 16.
2. Упр. 83.
3. Рабочая тетрадь: задание 26 (с. 14—15).