Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об именах существительных, имеющих форму только единственного числа; приучать к соблюдению речевых норм; развивать навыки лингвистического разбора, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять существительные, имеющие форму только единственного числа; использовать их в речи; предупреждать речевые ошибки; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Чтение и анализ изложений.
2) Задание из рабочей тетради.
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Перепишите предложение, записанное на доске.
Поу́тру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной. (Н.А. Некрасов)
— Имя собственное Саша может принадлежать и мальчику, и девочке. Как мы узнаем, о ком идет речь? (Примерный ответ. По глаголам в форме прошедшего времени: садилась, летела, по прилагательному полная.)
— Какое существительное имеет форму только мн. ч.? Проверьте согласную в корне слова. (Салазки — салазок.)
— Что означает слово салазки? (Маленькие санки.)
— Объясните остальные орфограммы.
III. Самоопределение к деятельности
Логично предположить, что, если есть существительные, имеющие форму только мн. ч., должны быть и существительные, имеющие форму только ед. ч. Это действительно так. Попробуйте привести примеры.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа.
Многие имена собственные не имеют формы мн. ч. Нет, например, двух “Москв”, нескольких “Нев” (формы Москвы, Невы — Р. п. имен собственных Москва, Нева). Нет формы мн. ч. у отвлеченных существительных: нет двух “совестей”, нельзя сказать “несколько здоровий” (формы совести, здоровья — Р. п. соответствующих существительных, а форм “совестей”, “здоровий” вообще не существует).
Есть и другие существительные, имеющие форму только ед. ч. Например, слово, встретившееся нам в начале урока (см. лингвистическую разминку).
— Что это за существительное? (Счастье.)
2. Самостоятельные наблюдения (§ 94, с. 61).
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 514 — запись примеров на доске и в тетрадях.
2. Упр. 515 — отработка орфоэпических норм: чтение вслух; комментированное письмо.
3. Упр. 516 — самостоятельная работа с последующей проверкой.
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамках на с. 61, 62, в тетрадь- словарик, составьте с ними словосочетания.
Молодежь, каучук, фарфор, цеме́нт, щаве́ль, свёкла, силос, хлопок, простор, приволье, раздолье, необъятный.
VI. Подведение итогов
— В чем особенность существительных, имеющих форму только единственного числа?
Домашнее задание
1. § 94.
2. Упр. 517.
3. Рабочая тетрадь: задание 124 (с. 64).