Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Выборочное изложение - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить типы речи; развивать навыки монологической речи, устного и письменного изложения текста; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему текста, выделять главную мысль текста; озаглавливать текст; выделять микротемы; выбирать главное; составлять план; строить речевые высказывания; подробно излагать текст с изменением лица рассказчика; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 419 — обсуждение заглавий текста, беседа по вопросам (в это время три ученика выполняют на доске синтаксический и фонетический разбор).
Дополнительный вопрос
— Какой тип речи преобладает в этом тексте?
(Ответ. Преобладающий тип речи — описание.) Комментарий
Варианты заглавий: “Последний лист”, “Живой огонек”. Стиль текста — художественный.
Слова с основой, равной корню: стою, морозов, лежит, черный, желтым.
Дополнительный вопрос
— Как по-другому можно сформулировать задание “Выпишите 5 слов с основой, равной корню”?
(Ответ. Если основа равна корню, значит, нет суффиксов. Задание можно сформулировать так: “Выпишите 5 слов, в которых нет суффиксов”.)
III. Работа по теме урока
1. Подготовка к изложению.
1) Беседа.
Ваша задача — пересказать текст выборочно. Нас интересуют только те части текста, в которых описывается последний лист орешника. Как выбрать эти части? (Используем материал рабочей тетради — см. домашнее задание.)
Кроме того, необходимо изложить текст от третьего лица. Предложений, где необходимо изменить лицо повествователя, будет немного, ведь главное в тексте — описание.
2) Упр. 419 — выразительное чтение текста.
3) Обсуждение исключений из текста.
4) Устный пересказ.
2. Выборочное изложение.
Домашнее задание
1. Повторить § 74, 76, 77.
2. Упр. 418.
3. Рабочая тетрадь: задание 104 (с. 54).