Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Диктант.
Черное лесное болото, русский атласный костюм, густые заросли, косы царевны, развеваются, богатые украшения, непреодолимые препятствия, чувствуют опасность, парчовый кафтан, не поддаться страху, он не поддастся страху, Иван-царевич не остановится перед трудностями, будет заботиться о суженой, не замечает чудовищ.
2. Повторение лексического и грамматического значений прилагательных.
2.1. Сравнение двух текстов.
а) Есть в селе Рябово Кировской области дом. Здесь провели свое детство художники Виктор и Апполинарий Васнецовы. Рябово влекло к себе братьев всю жизнь.
Давно обмелела речка, исчезли леса, откуда доносились звуки. Не сохранилась колокольня со звоном.
Но жив дом художников. По-прежнему поет звонами небо, дарит всякому свои пространства земля, манят ягодками тропинки.
Эта земля — для великих художников начало жизни и вся жизнь. И для нас тоже.
б) Есть в старинном селе Рябово Кировской области музейный дом. Здесь провели свое детство художники Виктор и Апполинарий Васнецовы. «Милое, милое» Рябово влекло к себе братьев всю жизнь.
Давно обмелела извилистая речка, исчезли дремучие леса, откуда доносились загадочные звуки. Не сохранилась колокольня с чудным звоном.
Но жив отеческий дом художников. По-прежнему поет переливчатыми звонами небо, дарит всякому свои бесконечные пространства земля, манят сладкими ягодками тропинки.
Эта земля — для великих художников начало жизни и вся жизнь. И для нас тоже.
В каком тексте более ярко рассказывается об отчем крае великих русских художников В.М. Васнецова и А.М. Васнецова? Почему?
2.2. Напишем словосочетание отчий край. Каково лексическое и грамматическое значения слова отчий? Отчий — родной, слово указывает на первородную связь человека с его домом, краем, родиной. Обозначает признак предмета, прил., м. р., ед. ч., и. п.
2.3. Анализ термина прилагательное.
Почему такой «говорящий» грамматический термин дан этой части речи? Лексическое и грамматическое значения прилагательного связаны с лексическим и грамматическим значениями существительного.
3. Творческий диктант по картине В. М. Васнецова «Ковер-самолет».
Подберите прилагательные, согласуйте их в роде, числе, падеже с существительным. Укажите грамматические признаки одного из прилагательных.
Мечта о ковре-самолете
Замечательная народная мечта о свободе полета увлекала и Виктора Михайловича Васнецова. На картине «Ковер-самолет» художник написал, как в (чудесном...) небе плавно и вольно движется (волшебный...) ковер. Уверенно стоит на нем (сказочный...) герой-победитель. Держит Иван-царевич за золотое кольцо фонарь с (прекрасной...) жар-птицей. (Удивительное...) сияние исходит от нее, завораживает зрителя.
4. Вывод. Какие грамматические признаки имеет имя прилагательное?
5. Домашнее задание. На следующем уроке пишем сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».