Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Проверка домашнего задания.
Учитель. Определим лексическое и грамматическое значения слов: течь — течь, стекло — стекло, рой — рой, стали — стали, шила — шила и т. д.
Повторение.
Орфограмму «ться и -тся в глаголах» отличай от существительных на -ца. Учитель дает два-три примера, далее примеры называют учащиеся.
[ца] |
|
Существительные |
Глаголы |
Метелица |
стелется. |
Девица |
наряжается. |
Красавица |
прибирается. |
Орлица |
беспокоится. |
Таблица |
чертится. |
Лисица |
прячется. |
Курица |
чистится. |
Выявляется лексическое и грамматическое значения слов. Вывод. От лексического и грамматического значений слова зависит его написание.
2. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов и на конце существительных». Работа с таблицей «Ь после шипящих» (Приложение 1).
Есть другие случаи написаний, требующих умения различать грамматические значения слов. Вспомним правила «Ь после шипящих в окончаниях глаголов и на конце существительных».
2.1. Находим в таблице примеры на названные орфограммы. Определяем опознавательные признаки орфограмм. Сначала работаем с фонетическим признаком. Чтобы определить, есть ли в слове шипящий звук (фонетический признак), надо произнести, послушать его. Пошипим [ш], [щ’], пожужжим [ж], попросим тишины [ч‘].
Учитель называет слова на повторяемые орфограммы — учащиеся произносят шипящие звуки. Далее определяют грамматические признаки.
2.2. Учитель. Составляем алгоритм действий. 1 -й шаг — слушаем шипящий звук. 2-й шаг — определяем часть речи. 3-й шаг — у глагола определяем, в форме ли 2-го л. ед. ч. стоит глагол; у существительных — к III или не к III склонению относится (грамматический признак). Последний шаг — пиши Ь после шипящих у глагола 2-го л. ед. ч., у существительного III скл. в форме И. п. ед. ч.
2.3. Диктант.
Выпишем в первый столбик слова с орфограммой «Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа» из пословиц, во второй — слова с орфограммой «Ь после шипящих на конце существительных ».
3. Повторение орфограммы «е — и» падежных окончаниях существительных».
3.1. Работаем с таблицей (с. 37). Подбираем примеры. Выявляем опознавательные признаки орфограммы: 1) фонетический — [э] или [и]?; 2) грамматические — является ли слово существительным, какого оно склонения, падежа?
3.2. Выписываем словосочетания гл. + пред л. + сущ. с окончанием -е, -и.
4. Свободный диктант по картине Т. А. Мавриной «Котофей Иванович».
Прочитаем. Запишем (по памяти) ту часть текста, где дается изображение Котофея Ивановича. Подчеркнем орфограммы.
Татьяна Алексеевна Маврина любит русские народные сказки и изображает героев сказок на картинах и рисунках. Однако представляет их по-своему.
В сказке о коте рассказывается так: «У мужика был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику, взял кота да и отнес в лес». Далее мы узнаем, что кот не погиб, не одичал, а стал уважаемым животным — бурмистром. И звать его стали Котофеем Ивановичем.
Каким же представила кота на своей картине художница? Она изобразила своего героя очень солидным, крупным. Сам котище большой, а деревья вокруг маленькие. Кот как будто все видит и замечает. Котофей Иванович аккуратно причесал усищи, надел светлую манишку, принял удобную позу, обхватив хвостом лапы в белых великолепных башмачках.
Хорош сказочный персонаж у художницы!
5. Вывод урока. Какие орфограммы повторили? Назовите опознавательные признаки орфограмм.
6. Домашнее задание — упражнение из учебника.