Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОРФОГРАММА «БУКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ» - ГЛАГОЛ
1. Повторение темы «Виды глаголов».
1.1. Словарный диктант с элементами словообразования.
Учитель. Подберите к данным глаголам однокоренные глаголы другого вида. Укажите суффиксы. Обозначьте сильную // слабую позиции согласных в корнях слов.
нес. в. сов. в.
свис-а-ть свис-ну-ть
свист-е-ть ...
навис-а-ть ...
отвис-а-ть ...
хлест-а-ть ...
хруст-е-ть ...
блест-е-ть но: блес-ну-ть
1.2. Повторение теоретических сведений о категории вида глагола.
1.3. Работа по культуре речи.
Составим предложения с глаголами: класть, положить. Определим вид глаголов. В одно из предложений введем обобщающее слово книги при однородных членах предложения: учебника, словари, художественная литература.
2. Изучение новой орфограммы.
2.1. Запись темы в тетрадь. Работа с дидактическим материалом.
2.2. Опрос правила методом геометрической прогрессии. Каждый ученик, ответивший правило, получает право проверять знания у другого ученика. Таким образом, одновременно отвечает все большее и большее число школьников, а через 5—8 минут все могут рапортовать о своем успехе.
2.3. Подбор однокоренных слов.
2.4. Проблемная задача: Какова связь между написанием и видом глагола?
2.5. Выборочный диктант.
3. Вывод. Перечислим опознавательные признаки орфограммы «Буквы е — и в корнях с чередованием».
4. Домашнее задание — изготовить наглядное пособие по теме, размер пособия — альбомный лист, упражнение по учебнику.