Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ВИДЫ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО) - ГЛАГОЛ
1. Проверка домашнего задания — ответы по теме « Виды глагола», объяснение содержания наглядного пособия.
2. Повторение. Запись темы «Видовые пары глаголов».
2.1. Учитель. Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью приставок.
нес. в. сов. в.
коптить → закоптить, под-коптить, на-коптить,
манить → ...
планируешь → ...
расту → ...
лепечет → ...
стрекочу → ...
рокочу → ...
2.2. Подберем к глаголам одного вида глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью суффиксов. Какие фонетические явления происходят в некоторых глаголах?
завер-я-ть → завер-и-ть
одол-ева-ть → ...
увлажн-я-ть → ...
толк-а-ть → ...
угощ-а-ть → ...(ст/ щ)
укрощ-а-ть → ...(т/ щ)
2.3. Сопоставим глаголы разного вида по значению и по составу слова.
3. Работа с текстом «Ветер и птичка».
Прочитайте текст. В чем состоит ошибка? Помогите сверстнику начать сочинение. Спишите исправленный зачин текста.
Дополнительное задание. Сделаем синтаксический разбор первого (отредактированного) предложения.
Пришла весна и дарит земле солнечные лучики. Подул теплый ветер и согревает все живое. Он летел по небу и запел весенние песни.
Вдруг он увидел маленькую птичку. Она потеряла сознание и падала вниз. Он подхватил ее, немного подержал в воздухе и тихонько положил на землю.
Вскоре птичка пришла в себя. Ветер кружил над ней в воздухе.
— Что случилось? — спросил ветер у птички.
— Зима была очень холодная, я не могла найти корм. Я несколько дней ничего не ела, — объяснила птичка.
Потом они долго разговаривали и подружились. Они повсюду были вместе. Так ветер и птичка подружились и больше не расставались.
4. Творческая работа.
Взглянем в окно. Опишем увиденную картину. Глаголы какого вида используем в своем сочинении? Варианты начала.
а) Сегодня (солнечный, пасмурный...) день.
б) Близится вечер. За окном...
5. Вывод урока. Как различать глаголы, близкие по лексическому значению, но имеющие разный грамматический признак — вид?
6. Домашнее задание.
Первый вариант — упражнение по учебнику.
Второй вариант — сочинение по рисункам.