Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Повторение сведений о морфологии как разделе науки о языке, о классификации слов как частей речи (самостоятельные, служебные части речи, междометия).
2. Изучение темы.
2.1. Работа с опорным конспектом.
Кто? Что? Слова-предметы — имена существительные
Если предмет важен, интересен для человека, он дает ему название.
(Б. Ю. Норман.)
Лексическое значение
Названия живых существ: малыш, мотылек...
Названия вещей: компьютер, рюкзак...
Названия явлений природы: вьюга, ненастье...
Названия событий: митинг, революция...
Названия состояний человека: болезнь, отдых...
Названия действий: бег, объяснение...
Названия признаков: синева, нежность...
Названия количества: пятерка, сотня...
Грамматическое значение
Постоянные грамматические признаки
Собственные / нарицательные: Жигули, «Жигули» / гора...
Одушевленные / неодушевленные: ...матрешка ? микроб ?
Род:... библиотекарь ? Иванова
Склонение: I -а м., ж. р.; II -о, -е ср. р.; -[ ] м. p.; III –ь[ ] ж. р.; разносклоняемые; несклоняемые
Непостоянные грамматические признаки (словоизменение)
Падеж И., Р., Д., В., Т., П.
Число ед., мн.: мошка? мошкара? дебаты?
Синтаксическая роль
Лето — чудесное время. Каждым летом все радуется жизни. Лужайки наряжаются в цветастые платья лета. С началом лета наступают каникулы. Игры, купанье, творчество — вот что такое лето.
Словообразование
Любимые суффиксы: -ость-, -ени[j'], -ни[j’], -ист-, -ак-, -ок-, -ач-, -ец-, -тель-, чик-, -щик-, -ник-, -арь-...
Орфография
* помощь (III скл.), из-за туч (не III скл.)
* москвич, «Москвич», Великая Отечественная война...
* юнош е (1, дат. п., предл. п.) — рек-е’ (1, дат. п., предл. п.)
на яблон-е (2, предл. п.) — на стол-е’ (2, предл. п.)
* с врач-о’м, над задач-ей; зайч-нок-[ ], до’ч-еньк-а
Рассмотрим 4 основания для выделения слов в самостоятельную часть речи: лексическое и грамматическое значения, синтаксическую роль, особенности словообразования.
Выяснение лексического значения слова-существительного связываем с назывной функцией языка. Всему тому, что человек видит, слышит, чувствует, хочет понять, считает важным для своей жизни, он дает название. Эпиграфом уроков по теме могут стать слова К.Г. Паустовского: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Какую группу слов-предметов перечислил писатель? Группу предметов окружающего мира. Какие группы не назвал? Приведем примеры слов-существительных к 1-й части конспекта.
Проблемные вопросы. Кто дает названия предметам, явлениям окружающего мира? Зачем даются названия? Почему одни предметы, явления, действия получают названия, другие — нет?
Дополнительные вопросы. Чем объясните наличие разных названий одного и того же предмета, явления, действия в различных языках народов мира? Почему сейчас в нашей стране происходит переименование предметов (названий городов, улиц, профессий, типов учебных заведений)?
Грамматическое значение существительных. Проблемный вопрос. Почему названия действий (бег, выполнение, процесс...), состояний (отдых, болезнь...), свойств и качеств (красота, безнадежность, белизна...) относятся к именам существительным, а не к глаголам, прилагательным? Лексические значения этих слов-названий действий, признаков выражают отвлеченное от производителя действие, отвлеченное от носителя качество. Эта особенность лексического значения слов подкреплена их грамматическими свойствами. К словам можно задать грамматический вопрос (что?), слова имеют одинаковые грамматические признаки. Существительное обозначает предмет, но под предметом понимается предмет с точки зрения грамматики, т. е. слово, имеющее грамматические признаки существительного...
Грамматические признаки бывают постоянные и непостоянные. Как понимаем термины: постоянные и непостоянные грамматические признаки?
Синтаксическая роль слов-существительных. Разбираем по членам предложения.
Словообразование. Самый распространенный способ образования существительных — с помощью суффиксов: -тель-, чик-, -щик-, -ун-, -ник-, -ец-, -як-, -анин-, -их-, -онок-, -ик-, -ищ-, -ок- и другие. Учитель называет слово, от которого надо образовать существительное, показывает на суффикс — дети хором называют новое слово. Например, чита-ть + тель = читатель.
2.2. Определение лексического значения существительных.
2.3. Определение морфологических признаков существительных, их синтаксической роли в предложениях.
2.4. Работа с текстом. Прочитаем стихотворение. В чем особенность построения фразы?
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
А. А. Фет
2.5. Самостоятельная работа.
3. Вывод. Имя существительное — важнейшая часть речи. 1) Имена существительные служат для называния предметов, явлений окружающего мира, качеств, действий предметов. 2) По количеству слов имя существительное наиболее многочисленная часть речи. 3) Это самая самостоятельная часть речи. Прилагательные образуются от существительных.
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику. Дополнить раздел опорного конспекта «Лексическое значение имени существительного» рисунками или создать одну из страниц «Картинного словаря мира».