Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
СЛОВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
1. Рассказ о многомерности лексемы. Работа с таблицей «Как устроена лексическая система» (Приложение 1 «Таблицы»).
Учитель. Язык представляет собой систему, похожую на устройство Вселенной. В центре языковой системы находится слово. Морфология изучает тайну языковой системы. Тайна спрятана в словах. Ученые считают, что язык создавался по подобию природы. Понимание устройства языка поможет понять устройство мира. По мнению А. А. Реформатского, морфология — «центр языкового пространства». Для того чтобы понять язык, надо прежде всего понять его морфологию. Словарный запас языка — это не просто большая или маленькая сумма слов. Слова связаны и между собой, и с другими языковыми единицами. В устной речи слово материально оформлено звуками речи, в письменной — буквами.
Какие разделы науки о языке изучают фонетическую и графическую системы языка? — Фонетика и графика.
Какой раздел языкознания изучает морфемы, наименьшие значимые единицы языка, строящие слово? — Морфемика.
Какой раздел языкознания рассматривает возможности образования слова? — Словообразование.
В сфере внимания какого раздела языка находятся тематические группы слов, место употребления слов, синонимы, антонимы? — Раздел языкознания, занимающийся исследованием этого вопроса, называется лексикой.
Какой раздел языкознания занимается определением стиля речи, в котором может употребляться данное слово? — Стилистика.
В каком разделе языкознания исследуются особенности соединения слов в словосочетания? — В синтаксисе.
Признаки слова как части речи рассматривает морфология.
2. Запись темы «Слова как самостоятельные и служебные части речи».
2.1. Определение этимологии и лексического значения слова морфология.
2.2. Общее представление частей речи как лексико-грамматических групп слов. Чтение научного текста, определение стиля речи, пересказ.
2.3. Анализ таблиц. Выпишем примеры слов на каждую самостоятельную часть речи. Читаем стихотворение.
Зимняя сказка
Окончен день, и в комнате моей
Проснулись вновь таинственные тени.
Там по стене проносятся «олени»,
Там притаился кто-то у дверей.
Горит камин, и тени на стене
Отплясывают весело и дерзко.
А кто-то плачет там за занавеской,
И королева Снежная в окне.
Мне холодно становится в тепле.
Я чувствую: она уносит Кая.
Ее карета за окном взлетает,
И только след морозный на стекле...
Вдруг в мир моих таинственных теней
Врываются непрошеные гости.
Галдят и удивляются:
— Чего ж ты
Сидишь в такое время в полутьме?
Я отвечаю шепотом тогда:
— Пожалуйста, не зажигайте света,
Не то большая снежная карета
Умчит от Герды Кая навсегда.
Е. С. Наумова
2.4. Из истории грамматики.
2.5. Изучение слов категории состояния. Анализ текста-рассуждения на морфологическую тему.
Учитель. Найдем слово категории состояния в стихотворении «Зимняя сказка».
2.6. Связь морфологии с орфографией. Выборочно-распределительный диктант. Выпишем слова, правописание которых зависит от их принадлежности к определенной части речи.
3. Вывод урока. Слово может рассматриваться с точки зрения его принадлежности к какой-либо части речи. Морфология изучает слово как часть речи.
4. Домашнее задание.
1-й вариант задания. Пофантазируй в вечерней тишине, посмотри в окно: уличный фонарь выхватывает из мрака снежную круговерть, а в этой пляске (только присмотрись!) ты увидишь... Сочини несколько предложений на тему «Вечерняя сказка за зимним окном». В одном из предложений надпиши, слова каких частей речи ты использовал.
2-й вариант задания — письменно передать своими словами содержание текста.