Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОРФОГРАММА «БУКВЫ Ё-О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ» - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Проверка домашнего задания.
Чтение предложений, выявление слов с орфограммами. Составление на тему рассказа предложений, соответствующих схемам: 1) О и О; 2) L, и L.
2. Изучение темы.
2.1. Проблемный вопрос. Запишем слово, например, шёпот. Буква ё обозначает звук [о] в сильной позиции. Почему пишем ё, а не о? Так пишем по традиции. Существует правило: в корне слова под ударением после шипящих пишем ё. Есть в этой условности и логика: в однокоренных словах в корне слышим [э], пишем е. Например, шепч-ет — шёпот-[ ].
2.2. Выявим опознавательные признаки орфограммы: 1) в корне; 2) после шипящих; 3) слышим в сильной позиции [о]; 4) в однокоренных словах звук [э] обозначен буквой е.
3. Актуализация знаний.
3.1. Словарный диктант.
3.2. Составление со словами-исключениями словосочетаний.
3.3. Чтение и запоминание правописания слов с непроверяемой гласной о в корне слова. Составление нераспространенных предложений с этими словами.
3.4. Шуточный диктант (составлен студентами Вятского гуманитарного университета).
Мышонок в лесочке нашёл капюшон.
Такого большого не видывал он.
Под решёткой в трущобе надел он его —
Смешнее на свете нет ничего.
Галчонок смеется, и шёпот стоит,
Мышонок под грушей в шоке лежит.
4. Вывод. Каковы условия обозначения звука [о] буквой ё?
5. Домашнее задание — составление словарного диктанта (вариант: связного текста), который будет использован как дидактический материал на последующих уроках.