Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Ход урока

1. Словарно-орфографическая работа

На доске — три рисунка с изображением гитары, виолончели, баяна.

Учитель. Сегодня мы качнем урок русского языка со словарно-орфографической работы. Нам предстоит познакомиться с тремя новыми словами. Их вы определите с помощью картинок.

Все три слова имеют одинаковое родовое понятие. Назовите его.

Это музыкальные инструменты.

Учитель. Какие это музыкальные инструменты?

Это гитара, виолончель, баян.

Учитель. Постарайтесь найти разницу в этих музыкальных инструментах и сформулируйте лексическое значение каждого слова. Итак, что такое гитара?

Гитара — это струнный музыкальный инструмент с деревянным корпусом а виде восьмерки.

Учитель. Что такое виолончель?

Виолончель — это смычковый музыкальный инструмент, размером больше скрипки, но меньше контрабаса.

Учитель. Сформулируйте лексическое значение слова баян.

Баян — это музыкальный инструмент с несколькими рядами кнопок, или клавишей.

Учитель. Порядок нашей работы с. данными словами отражает последовательность появления инструментов. Что вы поэтому поводу можете сказать?

Из трех музыкальных инструментов первой появилась гитара, затем — виолончель и баян.

Учитель. Запишите слова гитара, виолончель, баян в тетради столбиком с комментированием.

Пишем слово гитара. В нем три слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная и. Подчеркиваем ее и запоминаем.

Аналогичным образом записываются остальные слова. На доску прикрепляется схема.

Учитель. А теперь внимательно рассмотрите запись и сформулируйте к ней свое задание.

От слов левого столбика надо образовать новые слова с помощью суффикса -ист.

Учитель. Образованные слова напашите напротив соответствующих им однокоренных слов.

Прочитайте полученные пары слов.

Гитара — гитарист; виолончель - виолончелист; баян — баянист.


2. Формулирование теми и цели урока

Учитель. Назовите главный общий признак данных слов.

Это имена существительные.

Учитель. Чем отличаются имена существительные левого и правого столбиков?

Существительные левого столбика отвечают на вопрос что?, а существительные правого столбика на вопрос кто?

Учитель. Скажите, как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?, и как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, называются одушевленными, а отвечающие на вопрос что? — неодушевленными. Значит, тема сегодняшнего урока — «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Учитель пишет на доске тему урока.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и опорные слова на доске.

1) Повторить все ...;

2) учиться отличать и находить в ... и ... речи ....

Цель урока: повторить все об одушевленных и неодушевленных именах существительных; учиться отличать и находить в устной и письменной речи одушевленные и неодушевленные имена существительные.


3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Еще раз скажите, какие имена существительные называются одушевленными, а какие — неодушевленными.

Какие группы существительных являются одушевленными?

Имена существительные, обозначающие людей и животных, являются одушевленными.

Учитель. Какие имена существительные являются неодушевленными?

Все остальные имена существительные являются неодушевленными.

Учитель. Обобщите материал и расскажите все об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Прочитайте материал учебника об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Сравните его с нашим выводом.

Расскажите об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Сопровождайте свой ответ примерами о музыкальных инструментах.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1


Название музыкального инструмента

Индивидуальные признаки

Общие признаки

флейта



б...р...бан



скрипка



р...яль



г...тара




Слова для справок: смычок, аккорд, палочки, ноты, музыка, кнопки, к...мп...зитор, исп...лнитель, клавиши, струны, ...ркестр, музыкант.

Учитель. Рассмотрите таблицу. Прочитайте слова в ней и слова для справок. Сформулируйте свое задание.

Надо к музыкальным инструментам, названия которых написаны в первой графе, подобрать индивидуальные признаки. Написать эти признаки во второй графе. В третью графу написать слова, которые относятся ко всем музыкальным инструментам. Для этого нужно использовать слова для справок. Вставить пропущенные буквы.

Учитель. Назовите слова с непроверяемой безударной гласной а.

Барабан, аккорд.

Учитель. Перечислите слова, в которых вы написали безударную гласную о и исключите одно из них по самостоятельно найденному признаку.

В словах рояль, композитор, оркестр, исполнитель пишется безударная гласная о. Из них можно исключить слово исполнитель. В нем проверяемая безударная гласная о. Проверочное слово исполнил. В остальных словах непроверяемая безударная гласная о.

Учитель. Написание какого слова мы не объяснили?

Слово палочки пишется без мягкого знака, так как в сочетаниях чк, чн мягкий знак не пишется.

Учитель. Найдите в упражнении неодушевленное имя существительное, в котором все согласные звонкие, непарные.

Рояль.

Учитель. Назовите одушевленные имена существительные и обоснуйте свой ответ.


Упражнение 2

Карточка 1

1. Веселое пение жаворонка звонкое журчание ручейки раздольные мелодии — все доступно ... в руках мастера.

2. Когда трогают струны ..., кажется, что трогают струны твоей души.

3. Если нужно выразить музыкой грусть и печаль, ... нет равных.

Карточка 2

1. ... исходит в томном стоне

2. Поговори со мной ... семиструнная.

3. Вскинул на плечо ремень... и рассыпал сердце по ладам.

Учитель. Внимательно прочитайте предложения на карточках. Вместо многоточия вставьте подходящее по смыслу название музыкального инструмента из числа тех, с которыми мы познакомились во время словарно-орфографической работы.

А теперь сформулируйте к карточкам свое задание.

Надо соединить между собой предложения, в которых говорится об одном и том же музыкальном инструменте.

Учитель. Назовите первую пару предложений. Обоснуйте свои действия.

Можно объединить первое предложение в первой карточке и третье — во второй. В них речь идет о баяне.

Предложения зачитываются.

Учитель. Что еще есть общего в этих двух предложениях?

Это предложения с однородными членами. В первом предложении — однородные подлежащие: пение, журчание, мелодии. Между ними ставятся запятые. Во втором предложении этой пары — однородные сказуемые: вскинул, рассылал. Между ними запятая не ставится, так как есть союз и.

Учитель. Какие еще можно объединить предложения и почему?

Можно объединить вторые предложения. В них говорится о гитаре.

Учитель. Чем отличаются предложения второй пары?

Первое предложение второй пары сложное, а второе — простое. В простом предложении есть обращение гитара семиструнная. Оно стоит в конце предложения. Перед ним надо поставить запятую. В сложном предложении нет обращения.

Учитель. Прочитайте последнюю пару предложений со вставленными словами.

Скажите, почему стоит запятая в первом предложении этой пары.

Это предложение сложное, поэтому в нем ставится запятая.

Учитель. Напишите простое предложение с однородными членами, в котором есть одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Назовите слово из предложений на карточках, в котором пишется безударная гласная о, но не в тех орфограммах, которые были в предыдущем упражнении.

Это слово поговори. Безударная гласная о здесь пишется не только в корне, но и в приставке по-. Приставки па не бывает.

Учитель. Назовите слова из предложений на карточках, в которых в качестве орфограммы выступают согласные буквы.

Скажите, о какой группе одушевленных существительных мы сегодня не говорили?

Мы не говорили сегодня об одушевленных именах существительных, которые обозначают животных.

Учитель. Составьте предложение, чтобы в нем были имена существительные, обозначающие животных, и чтобы в нем речь шла о музыкальных инструментах.

Проказница-мартышка, осел, козел и косолапый мишка затеяли сыграть квартет.


5. Итог урока

Учитель, О чем мы говорили сегодня на уроке?

Сегодня мы говорили об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Учитель. Расскажите все, что пи знаете об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Приведите примеры на тему урока.

Ответы детей.

Дается задание на дом. Оценивается деятельность учеников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]