Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Имя существительное как часть речи
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны ряды слое:
1) Соревноват...ся, состязание, тренироват...ся;
2) играеш..., побеждаеш..., матч...;
3) к...манда, фу...больный, хо...ейный.
Учитель. Прочитайте ряды слов. Найдите в каждом ряду слова, которые можно объединить по нескольких признакам одновременно. Какие слова можно объединить в первом ряду?
В первом ряду можно объединить слова соревноваться и тренироваться. Это глаголы. Оба стоят в неопределенной форме, пишутся с мягким знаком.
Учитель. Назовите слова, которые можно объединить во втором ряду.
Во втором ряду можно объединить слова играешь, побеждаешь. Это глаголы первого спряжения, во втором лице единственного числа. На конце пишется мягкий знак.
Учитель. Какие слова можно объединить в третьем ряду?
В третьем ряду можно объединить слова футбольный, хоккейный. Это имена прилагательные мужского рода, в единственном числе, с непроверяемой согласной в корне. В слове футбольный пишется согласная т. В слове хоккейный — две буквы к.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Назовите слова, оставшиеся в каждом ряду. Найдите их главный общий признак и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В первом ряду осталось слово состязание, во втором — матч, в третьем - команда. Это имена существительные.
Значит, темя сегодняшнего урока - «Имя существительное».
Учитель пишет на доске тему урока.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные фразы на доске.
1) Повторить, что такое... как часть речи и его грамматические признаки;
2) выяснить, какие еще значения, кроме значения предмета, ....
3) учиться выделять ...среди других ....
Цель урока: повторить, что такое имя существительное как часть речи и его грамматические признаки; выяснить, какие еще значения, кроме значения предмета, могут иметь имена прилагательные: учиться выделять имена существительные среди слов других частей речи.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Давайте вспомним, что такое имя существительное.
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
Учитель, Приведите примеры имен существительных на тему «Физкультура, спорт».
Назовите грамматические признаки имен существительных.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1 (написано на доске)
Сильные руки, выносливое сердце, ловкие движения нужны при любой работе. Путь к..., ..., ... один — через физкультуру и спорт.
Учитель. Прочитайте и проанализируйте предложения. На основе осуществленного вами анализа и темы урока сформулируйте задание к ним.
Во второе предложение надо вставить имена существительные, которые образованы от соответствующих прилагательных из первого предложения.
Учитель. Какое предложение у вас получилось?
Путь к силе, выносливости, ловкости один — через физкультуру и спорт.
Учитель. Напишите это предложение. Подчеркните имена существительные. Назовите те из них, которые имеют значение признака, но обозначают это как предмет.
Это существительные сила, выносливость, ловкость.
Учитель. Сделайте вывод на основе данного наблюдения.
Некоторые имена существительные имеют значение признака, но обозначают его как предмет.
Учитель. Назовите общие грамматические признаки существительных сила, выносливость, ловкость.
Это существительные женского рода, стоят в единственном числе, именительном падеже.
Учитель. Исключите последовательно каждое из этих имен существительных по признаку, самостоятельно найденному вами.
Можно исключить слово сила. Это существительное первого склонения, а остальные — третьего.
Можно исключить слово выносливость. В нем есть приставка, а в остальных существительных ее нет.
Можно исключить слово ловкость. В корне этого существительного есть непроверяемая согласная в. Проверочное слово ловок. В остальных словах этой орфограммы нет.
Упражнение 2 (написано на доске)
1. Ноги отказываются двигаться, сер...це рвется из грудной клетки. Упр...жняясь в беге, сп...ртсмены устают.
2. Приходит второе дыхание, силы восст...навливаются, упражнение продолжается. Б...гуны не останавливаются.
Учитель. Под цифрами 1 и 2 написаны пары предложений. Одно предложение каждой пары обозначает причину, а второе — следствие того, о чем в них говорится. Напишите в каждой паре сначала предложение, обозначающее причину, а затем предложение — следствие.
Прочитайте первую пару предложений.
Упражняясь в беге, спортсмены устаю. Ноги отказываются двигаться, сердце рвется из грудной клетки.
Учитель. Прочитайте вторую пару предложений.
Бегуны не останавливаются. Приходит второе дыхание, силы восстанавливаются, упражнение продолжается.
Учитель. Назовите имена существительные, которые есть в предложениях. Среди имен существительных выделите те, которые имеют значение действия, но обозначают эти действия как предмет.
Это существительные бег, бегуны, дыхание, упражнение.
Учитель. Сделайте вывод из этого наблюдения.
Некоторые имена существительные имеют значение действия, но обозначают его, как предмет.
Учитель. Расскажите о правописания слов с пропущенными буквами в нашем упражнении. Сгруппируйте их по орфограммам.
К первой группе можно отнести слово упражняясь. В нем пишется непроверяемая безударная гласная а.
Вторую группу составляет тоже одно слово — сердце. В нем есть непроизносимый согласный д. Проверочное слово сердечко.
К третьей группе относятся слова с безударной гласной в корне. Спортсмены, проверочное слово — спорт. Устают, проверочное слово — устал. Бегуны, проверочное слово бег, Восстанавливаются, проверочное слово станет. Продолжается, проверочное слово долгий.
Упражнение 3
Альпинистом может стать только смелый человек. Смелость побеждает смертельную опасность. Смелому по плечу долгие переходы с тяжелой ношей, беспощадное солнце, снежные бури и высота, где сильно затруднено дыхание. В горы может идти тот, кто кинется на спасение друга, не боясь за свою жизнь. Альпинизм — спорт сильных, смелых и благородных людей.
Учитель. Прочитайте текст. Выделите в нем основные части по смыслу и по значению имен существительных.
Начало текста — это первое предложение. В нем существительные альпинистом и человек обозначают предметы. Последнее предложение — это заключение. В нем тоже существительные обозначают предметы. К основной части относятся все остальные предложения. В них есть существительные, обозначающие предметы (плечо, солнце, бури, гора, друг, жизнь), признак как предмет (опасность, высота), действия как предмет (переходы, ноша, дыхание, спасение).
Учитель. Напишите последнее предложение из этого текста, разберите его по членам.
Сделайте вывод: какими членами предложения чаще всего бывают имена существительные?
Имена существительные бывают подлежащими, сказуемыми, дополнениями.
Учитель. Существительные могут быть также обстоятельствами. Найдите в нашем тексте предложение, в котором существительное является обстоятельством.
В горы может идти тот, кто кинется на спасание друга, не боясь за свою жизнь. Куда? В горы — это обстоятельство.
Учитель. А сейчас добавьте к словам с выделенными орфограммами в предыдущем упражнении имена существительные с такими же орфограммами изданного текста. Какие существительные вы можете добавить в первую группу?
В первую группу можно добавить существительные альпинист, человек.
Учитель. Назовите существительные, которые подходят ко второй группе.
Это существительные опасность, солнце.
Учитель. Назовите существительные третьей группы.
Это существительные плечо, спасение.
Учитель. Напишите их в названном порядке, подчеркните орфограммы.
5. Итог урока
Учитель. А теперь обобщите все то, о чем мы говорили по поводу имени существительного как части речи по следующему плану:
1. На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное?
2. Грамматические признаки имени существительного.
3. Какими членами предложения чаще всего бывают имена существительные?
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается работа учащихся.