Русский язык 3 класс - разработки уроков
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Цель: формировать представление о логическом ударении и его значении для точности передачи смысла; развивать умения выбирать в предложении слова, на которые можно поставить логическое ударение.
Ход урока
I. Чистописание.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Толкование пословицы. Выделите и объясните орфограммы.
II. Постановка проблемы и ее анализ.
– Как от выделения голосом разных слов меняется смысл предложения?
Наблюдение над изменением смысла предложения в зависимости от логического ударения. (Упр. 48.)
– В зависимости от чего менялся смысл предложения?
III. Введение соответствующей терминологии.
– Наиболее важное по смыслу слово может выделяться в предложении не только порядком слов, но и усилением голоса, которое называется логическим ударением. Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения, то интонация всего предложения спокойная.
– Если же логическое ударение падает на слово, стоящее в начале или в середине предложения, то интонация напряженная. Пример: восклицательные и вопросительные предложения.
Наблюдение над изменением смысла предложений. (Упр. 50.)
Физкультминутка
IV. Словарная работа.
Запись на доске:
– Списать слова, вставить пропущенные буквы, разделить на слоги.
V. Выполнение упражнений на применение знаний.
– Составление по рисунку двух распространенных предложений. (Упр. 53).
VI. Итог урока.
– Что такое логическое ударение?
– Для чего служит логическое ударение?
Домашнее задание. Упражнение 54.