Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Разделительный мягкий знак (ь)
ЦЕЛИ УРОКА: дать представление о роли разделительного мягкого знака в слове, познакомить с правилом написания разделительного мягкого знака, развивать умение соотносить произношение слова с разделительным мягким знаком и написание этого слова.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся получат представление о роли разделительного мягкого знака в слове, познакомятся с правилом написания разделительного мягкого знака.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Словарный диктант. Один ученик называет слово из словаря на тему «Огород», а другой комментирует написанное; все ученики записывают это слово в тетрадь.
2. Актуализация знаний
Запись на доске:
Деревья, ручьи, ночью, веселье
— Прочитайте слова.
Что объединяет слова данной группы?
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 31.
— Прочитайте тему нашего урока. (Разделительный мягкий знак.)
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (Ь)?)
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 31, упр. 51. Определение значения слов полю, полью, солю, солью. Высказывание предположений о том, что может означать разделительный мягкий знак. Составление и запись предложений со словосочетаниями полю грядки, полью грядки, солю капусту, солью воду.
Чтение рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 31). Исследовательская работа.
— Спишите группу слов, записанную на доске.
Деревья, ручьи, ночью, веселье.
— Букву, которая написана перед ь, подчеркните одной линией;
Букву, которая написана после ь, подчеркните двумя линиями;
Какой вывод о написании разделительного ь вы можете сделать?
Работа по учебнику. С. 32, упр. 52. Наблюдение над произнесением слова с разделительным мягким знаком. Соотнесение звуковых и буквенных обозначений слов с разделительным мягким знаком. Выполнение заданий упражнения. Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 32).
Работа по учебнику. С. 32, упр. 53. Выполнение заданий.
Словарная работа. Работа со словарным словом обезьяна.
Запись на доске:
Музыканты прибежали,
В барабаны, застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали об_з_яны. (К. Чуковский)
Работа по индивидуальным карточкам.
Задание. Вписать словарное слово обезьяна в стихотворение. Прочитать полученное стихотворение.
Апельсины и бананы
Очень любят ________.
Любят детки, любят мамы,
Могут съесть их килограммы.
Любят папы- ________
Апельсины и бананы.
(Л. Луканова)
Весёлым ________
На месте не сидится.
Весёлым ________
Так хочется резвиться.
Они всем корчат рожи,
Хватают всё подряд.
Они, вполне возможно,
Берут пример с ребят!
(Е. Арутюнова)
Выполнение задания в рабочей тетради. С. 19, упр. 38 (первый столбик слов). Соотнесение звуковых и буквенных обозначений слов с разделительным мягким знаком. Запись слов.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Задание. Выберите одно из близких по смыслу слов. Запишите полученный текст, вставляя пропущенные буквы в словарных словах. Запись с комментированием (чётко проговаривать окончания слов).
Запись на доске:
Настоящее счастье для н..рода в ... . Я помог т..варищу в этом трудном ... . Х..р.. тому, кто любит свою ... .
Слова для справок: работа, дело, труд.
6. Самостоятельная работа
Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 19, упр. 39.
Игра «Кто быстрее соберёт из слогов слова с разделительным мягким знаком».
Запись слов в рабочей тетради.
7. Домашнее задание к следующему уроку
Выполнить задания в рабочей тетради на с. 19, упр. 38 (2 столбик).
8. Подведение итогов урока
— Что означает разделительный мягкий знак?
Почему его так называют?
Когда в слове пишется разделительный мягкий знак?
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья. (Е. Измайлов)