Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Правописание в словах буквосочетаний жи-ши, чаща, чу-щу
ЦЕЛИ УРОКА: формировать навык написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и с другими изученными орфограммами.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся будут упражняться в написании слов с буквосочетаниям жи-ши, ча-ща, чу-щу.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради на с. 7, упр. 11. Объяснение правописания пропущенных орфограмм. Заслушивание выученных скороговорок.
2. Актуализация знаний
— Вспомните правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Стихи читают заранее подготовленные ученики.
Зашуршали камыши:
«Только с и пишите ши!»
Им ответили ежи:
«Только с и пишите жи!»
Плавником бьёт чудо-щука:
«Буква у нужна, а ну-ка!»
И шумит лесная чаща:
«Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
Ча и ща пишите с а!»
3. Целеполагание
— Сформулируйте тему нашего урока. («Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».)
Учебно-познавательная задача урока: «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу».
4. Работа по теме урока
Игра «Кто быстрей»
Условия игры: Задания по рядам. На доске записаны цепочки (или столбики) слов. Учащиеся выбегают по одному и вставляют пропущенные буквы.
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
верш..на |
мыш.. |
камыш.. |
чиж.. |
свеч.. |
молч..т |
ч..лок |
ёж.. |
ч..гун |
уж.. |
луж.. |
рощ.. |
дач.. |
ч..до |
друж.. |
ворч..н |
ж..раф |
лыж.. |
пищ.. |
туч.. |
ч..лан |
малыш.. |
хоч.. |
ж..ть |
Работа по учебнику. С. 12, упр. 16. Обсуждение слов в образце: 1) когда говорят нож, а когда — ножи; 2) на какой вопрос отвечают слова писать, пиши? Изменение и запись слов по образцу, нахождение в этих словах орфограмм на изучаемое правило и правило написания безударной гласной в корне.
Учебник. С. 12, упр. 17. Изменение слов с предварительным анализом приведенного в учебнике образца: на какой вопрос отвечают слова угощать — угощу? Запись слов по образцу, выделение, объяснение и подчеркивание изученных орфограмм.
Учебник. С. 13, упр. 19 — письменное выполнение задания.
Словарная работа.
Работа со словом щавель (значение, написание). Звукобуквенный разбор этого слова. Запись предложения со словом щавель: На лугу рос кислый щавель. Разбор предложения по членам предложения.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа с учебником на с. 11, упр. 14, на с. 12, упр. 18.
6. Самостоятельная работа
Работа с учебником на с. 14, упр. 21. Выполнение задания упражнения по рядам.
1 ряд. Записать слова с сочетаниями ча или ща. Орфограмму подчеркнуть.
2 ряд. Записать слова с сочетаниями жи или ши. Орфограмму подчеркнуть.
3 ряд. Записать слова с сочетаниями чу или щу. Орфограмму подчеркнуть.
7. Домашнее задание
Выполнить по учебнику упр. 15 на с. 11.
8. Подведение итогов урока
— Объясните, почему буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши мы будем считать орфограммами?
Что надо знать о написании буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши?