Собственные и нарицательные имена существительные

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Собственные и нарицательные имена существительные

ЦЕЛИ УРОКА: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать умение писать имена собственные (имена, отчества, фамилии) с большой буквы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат представления об именах существительных собственных и нарицательных.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

— К каким именам существительным вы задали вопрос кто?, а к каким — что?


2. Актуализация знаний

Орфографическая минутка.

Запись слов под диктовку.

Девочка, берёзка, мальчик, Илья, Анна, класс, земляника, рисунок, заяц. Объяснение написания слов, доказательство, что все слова — это имена существительные.

— Какие из слов являются одушевлёнными именами существительными?

Почему одни имена существительные написаны с большой буквы, а другие — с маленькой?


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 51.

— Определите тему нашего урока. (Имя существительное.)

Прочитайте учебно-познавательную задачу урока. (Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 51, упр. 87.

— Какие имена существительные относятся к именам собственным и как они пишутся? Выполнение заданий к упражнению.

Чтение рубрик «Вспомните!», «Сведения о языке» (учебник, с. 52), «Сведения о языке» (учебник, с. 53).

Работа по учебнику. С. 52, упр. 88. Устное выполнение заданий к упражнению.

Работа по учебнику. С. 52, упр. 89. Сопоставление собственных и несобственных (нарицательных) имён существительных. Письменное выполнение заданий к упражнению.

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 27, упр. 57 — с комментированием.

Работа по учебнику. С. 53, упр. 90. Сопоставление собственных и несобственных (нарицательных) имён существительных. Письменное выполнение заданий к упражнению.

Игра «Самый внимательный».

Обратная связь при помощи сигнальных карточек.

— Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зелёный светофор, если нет — красный.

Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.

Названия животных пишутся с большой буквы.

Клички животных пишутся с маленькой буквы.

Географические названия пишутся с большой буквы.

Я называю имена собственные: Дима, котёнок, дядя, Аня, собака, Тихорецк, река.

Расскажите, как нужно писать имена собственные.

Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник, с. 53).

Стихотворение читают заранее подготовленные дети.

Имена: Андрей, Иван,

Саша, Коля и Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.


Все фамилии: Петров,

Николаев, Снегирёв.

Клички: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.


Города: Москва, Казань,

Тула, Краснодар, Рязань,

Вашингтон, Париж, Ханой –

Пишутся с буквы большой.

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 28, упр. 59. Разгадывание ребусов, запись имён. Определение: какие имена существительные являются собственными и почему? Выполнение заданий. Обращение внимания на то, что в устной речи следует уважительно называть своих родных и знакомых, в обращении к детям чаще пользоваться ласковыми формами имён.

Работа по индивидуальным карточкам.

Задание. Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.



5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Задание 1. Вставить пропущенные буквы. Записать проверочное слово. Выделить корень в однокоренных словах.

р..га — ______________

т..жёлый — ______________

эт..жи — ______________

пч..ла — ______________

Задание 2. Списать текст, раскрывая скобки.

К Ване пришёл поиграть дру(г,к) Оле(г,к). У Олега тан(г,к). После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).


6. Самостоятельная работа

Выполнить в рабочей тетради упр. 58 на с. 27.

Способ проверки: взаимопроверка.


7. Домашнее задание

Выполнить по учебнику упр. 91 на с. 53.


8. Подведение итогов урока

— Какие имена существительные мы будем называть собственными, а какие — нарицательными (несобственными)?






Для любых предложений по сайту: [email protected]