Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных (с. 102-103) - 7-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Буквы Ее и Ёё в начале слова и после гласных (с. 102-103) - 7-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Буквы Ее, Ёё можно изучать по-разному: по две буквы за один урок или каждую букву изучать отдельно. Предлагаемый урок представляет собой первый вариант.

Целевые установки урока

а) Знакомство с буквами Ее и Ёё, раскрытие правила чтения букв Ее и Ёё в начале слова и после букв, обозначающих гласные звуки;

б) привлечение внимания к словам-омонимам;

в) развитие интереса к чтению книг;

г) формирование представления о нравственных нормах во взаимоотношениях людей.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи. Знакомство с новой буквой е1.

— Петрушка принёс загадку “Зимой и летом одним цветом”. (Ель.) А как сказать, если деревьев несколько? (Ели.) Давайте запишем отгадку. Но для этого нужно познакомиться с новой буквой.

Что вы слышите в начале слова “ель”? ([й’э].) Буква, с которой надо написать это слово, тоже называется е [й’э]. (Учитель пишет эту букву на доске.)

2. Работа на с. 102. Анализ графического образа буквы.

— Посмотрите на эту букву: она напоминает вытянутые ветви ели.

3. Объяснение правила чтения буквы е в начале слова и после букв, обозначающих гласные звуки.

— В начале слова и после букв а, о, ы, и буква е читается так, как она называется.

Запись на доске и чтение слова-отгадки: ели.

4. Рассмотрение рисунка.

— Какие деревья растут у дома? Как вы думаете, кто находится в доме?

Как мы можем проверить свои предположения? (Прочитать текст.) Но сначала нужно подготовиться к чтению слов в этом тексте.

5. Подготовка к чтению текста. Чтение слов и словосочетаний: ел — поел; ели — еловые.

6. Уточнение значений слов “ел”, “ели”.

— Что значит “ел”? (Кушал.) А “ели”? (Кушали.) Есть ли у этого слова другое значение и какое? (Ели — это деревья.)

7. Чтение текста “Каникулы”, анализ содержания.

— Как Антон и Павлик оказались в этом доме? У кого они гостят? Весело ли они проводят новогодние каникулы?

8. Лексическая работа по тексту.

— Найдите в тексте слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. (Ели — деревья, ели — кушали.)

9. Работа над загадочным текстом “Кто Егор?”.

— Познакомьтесь с обитателями дома поближе. Прочитайте название текста. С какой интонацией нужно читать? (С вопросительной.) Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в тексте. Прочитайте его. Кто же Егор? (Кот.) А как вы догадались? (Вымыл лапки — про человека так не говорят, у человека руки. Значит, это — животное. А рыбу любят коты.) Верно. Кроме того, отгадка пряталась уже в самом вопросе, нужно было только переставить буквы в слове “кто”.

10. Разгадывание ребуса “Еноты”.

— Какая буква стоит перед словом “ноты”? Прочитайте её и добавьте оставшуюся часть слова. Что получилось? (Еноты.) Кто это такие? (Пушистые зверьки.) Как называется один зверёк? (Енот.)

11. Чистоговорки.

Еле-еле Лена ела.

Есть от лени не хотела.

Ель в дупле скрывает что-то,

Есть там домик для енота.

12. Знакомство с буквой Ёё.

— Кто принёс новую букву? (Ёжик.) Посмотрите, как ежик пытается изобразить эту букву. (Встал на задние лапки и нацепил сверху на иголки два яблока.)

13. Объяснение правил чтения буквы ё в начале слова.

— Произнесите слово “ёжик” по слогам. (Ё-жик.) Послушайте, как звучит первый слог. ([й’о]2.) Чтобы обозначить этот слог на письме, надо использовать букву ё. Чтобы прочитать букву ё в начале слова, надо просто её назвать.

14. Разгадывание ребуса “Ёжик”.

— Прочитайте букву и разгадайте ребус.

15. Постановка проблемного вопроса.

— Аня и Ваня задумались: почему буквы Ее и Ёё стоят в “Азбуке” на соседних страницах? А как вы думаете? (Эти буквы похожи по форме, только у буквы ё есть две точки. У них одинаковое правило чтения: чтобы прочитать букву в начале слова, её нужно просто назвать.)

Однако учитель может рассказать о тех позициях буквы в слове, когда е обозначает то два звука, то один.

16. Работа по составлению слова из букв (или печатание).

— Ваня хочет дополнить ваши ответы. Он увидел, что на обеих страницах изображены одни и те же деревья, только с разными названиями. Кто догадался, какие это названия? (Ель, ёлка.) Составим слово “ёлка” из букв. Что слышится в начале слова? ([й’о].) Какая нужна буква? (Буква ё.) Какой следующий звук в этом слове? (Звук [л].) Какую букву надо использовать?

Дальнейшая работа ведётся по заданному образцу.

17. Лексическая работа.

— Петрушка тоже хочет высказать своё соображение: эти буквы похожи тем, что обозначают колючие предметы. Он даже приготовил стишок:

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

— Какие вы знаете другие слова на е и ё, обозначающие колючие предметы? (Ягода — ежевика, рыба — ёрш.)

18. Сравнение значения слова “ёршик” как названия рыбы и слова “ёршик” как названия приспособления для мытья посуды.

— Внизу страницы “Азбуки” предлагаются два слова на ё. Что изображено на рисунках? Это одинаковые или разные слова? (Разные.) Почему приспособление для мытья посуды тоже назвали ёршиком? (Оно колючее, как рыбка ёршик.)

19. Подготовка к чтению текста. Рассматривание рисунка.

— Какой праздник отмечают дети? По выражению лиц, жестам, позам детей определите, какое у них настроение. Почему?

20. Дополнение к полученным сведениям о правиле чтения буквы ё.

— Буква ё читается так, как она называется, не только в начале слова, но и в середине, в конце после букв, обозначающих гласные звуки. Посмотрите на слова под рисунком. Определите, где стоит буква ё. (После букв о, е.) Прочитайте эти слова.

21. Чтение текста “Спор у ёлки”. Выразительное чтение диалога.

22. Коммуникативно-речевая задача. Работа в паре.

— Прочитайте, какую задачу ставит перед вами “Азбука”. (Павлик и Лара малы. Помоги им.) Помогите детям разрешить спор, подскажите им слова примирения.

23. Чтение учителем рассказа М. Зощенко “Ёлка”.

— Писатель Михаил Зощенко описал в рассказе “Ёлка” случай из своего детства. Послушайте этот рассказ. Как разрешили родители спор детей? Какие родительские слова стали для маленького Миши уроком на всю жизнь? (“Я не хочу, чтобы вы дрались, ссорились и выгоняли гостей. Завтра я все игрушки отдам гостям”.)

24. Подведение итогов.

— Знаете ли вы теперь, почему буквы Ее и Ёё оказались соседями на страницах “Азбуки”?

О чём заставили вас задуматься содержание страницы “Азбуки” и прочитанная книга?


1 При анализе слов следует отказаться от слого-звуковых схем, чтобы они не провоцировали детей на раздельное произнесение звуков в сочетании [й’э], а в дальнейшем на замену буквы е буквосочетанием “йэ” на письме.

2 Звуки следует произносить слитно, не отделяя их друг от друга и тем более не подсчитывая их количество. Это поможет предотвратить ошибки на письме.






Для любых предложений по сайту: [email protected]