Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Как найти дорогу? Дорожные знаки (с. 34-37) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Привлечение внимания учащихся к ориентировочной функции знаков в общении;
б) раскрытие роли предметов как возможных ориентиров в пространстве;
в) знакомство с возможными способами обозначения ориентиров (словесно, жестами, графически);
г) развитие умения использовать предметы для ориентации в пространстве и в общении;
д) конкретизация и расширение представлений о знаках на примере знаков дорожного движения;
е) развитие умения читать знаки дорожного движения;
ж) знакомство с элементарными правилами дорожного движения.
Ход урока
1. Обращение к личному опыту учащихся.
Учитель побуждает детей вспомнить случаи, когда они объясняли прохожему, как найти магазин или улицу.
— Как вы объясняли? Что использовали? (Объясняли словами, использовали жесты.)
2. Анализ коммуникативно-речевой ситуации, изображённой на рисунке в “Азбуке”.
Рассматривая с учащимися рисунок и отвечая на вопросы “Азбуки”, учитель обращает внимание учащихся на различные варианты объяснения дороги к собачьей площадке. Если девочка предлагает пойти налево по направлению к дереву, грибку, клумбе, то мальчик — прямо: через футбольное поле, между турником и футбольными воротами.
3. Разыгрывание диалога между детьми в лицах.
Изобразите словами и жестами, какой разговор состоялся у ребят.
4. Введение понятия “ориентир”. Определение роли ориентиров.
— Мальчик и девочка называли хозяину собаки те предметы, или ориентиры, на которые он должен был обращать внимание, чтобы идти в правильном направлении. Ориентиры нужны, чтобы нагляднее представить и лучше запомнить путь.
5. Закрепление полученных представлений на примерах сказочных героев.
— Кому из вас знакома сказка “Маша и медведь”? Почему девочка заблудилась в лесу? (Она не замечала дороги, рвала ягодку за ягодкой.) Почему медведь, в избушке которого она оказалась, не объяснил девочке дорогу домой? (Не хотел отпускать.) А ведь в сказке, когда медведь несёт короб с Машенькой к её дому, названы некоторые ориентиры. Вот послушайте: “Идёт медведь между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки подымается...” На что в лесу ориентируется медведь, чтобы не сбиться с дороги?
Обратите внимание на рисунки вверху страницы. Кто читал сказку про Мальчика-с-пальчик? Какие метки он использовал для обозначения дороги из леса? (Хлебные крошки.) У Мальчика-с-пальчик каждая хлебная крошка служила ориентиром. Что же произошло с крошками? (Их склевали птицы.)
6. Знакомство со способами обозначения ориентиров.
— Как быть в том случае, если слов и жестов недостаточно, к тому же дорога длинная, запутанная и человек не надеется на свою память? (Дорогу можно зарисовать, обозначив самые важные ориентиры и направление пути.)
7. Творческое задание.
— Как вы объясните новым школьным друзьям дорогу к своему дому? Какие ориентиры укажете, обозначите?
Образец выполнения задания может дать сам учитель, объяснив, как в случае необходимости учащимся можно найти дорогу к его дому. Описание пути сначала даётся словами, жестами, а затем в сопровождении графических обозначений на доске.
— Выходя из школы (школа обозначается прямоугольником с буквой Ш), идёте налево (рисуется стрелка), доходите до автобусной остановки (рисуется круг с буквой А) и напротив неё увидите мой дом (рисуется квадрат с буквой Д).
Учащиеся выполняют задание в парах: сначала устно, а потом в письменной форме на основе графических знаков (в блокнотах, альбомах).
8. Введение в тему “Дорожные знаки”. Обращение к личному опыту учащихся.
— Мало знать дорогу и уметь находить её, нужно ещё выбирать безопасный путь, особенно в городе. Почему? (Там много машин.) Какие знаки помогают человеку выбирать безопасный путь? (Знаки дорожного движения.) Кто общается с помощью знаков дорожного движения? (Водители и пешеходы.) От того, знают ли пешеходы знаки дорожного движения, следуют ли им, зависят их здоровье и жизнь.
9. Работа на с. 36. Анализ дорожной ситуации.
— О чём задумались Аня и Ваня? (Как найти безопасный путь к школе?) Наверное, они не знают, что сообщают дорожные знаки. Поможем ребятам прочитать их: “Здесь пешеходная дорожка”, “Здесь дорожка для велосипедистов”, “Пешеходный переход автомобильной дороги” и т. д.
10. Повторение правил дорожного движения.
— Узнали ли вы милиционера из книги Сергея Михалкова? Какой совет он даёт пешеходам? Какие ещё правила дорожного движения вы знаете?
11. Беседа о назначении светофора.
Чтение и заучивание строчек:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофёра:
Красный цвет — проезда нет,
Жёлтый — будь готов к пути,
А зелёный цвет — кати!
12. Задание творческого характера.
— Нужно ли знать дорожные знаки сельскому жителю? Придумайте историю “Сельский житель в городе”.
13. Работа в паре.
— Есть особые машины, которым разрешён проезд даже на красный сигнал светофора.
Учащиеся по рисункам определяют, какие машины изображены, принимая во внимание не только условные знаки (например, крест — “скорая помощь”), но и цвет машины (пожарная машина — красного цвета). Дети должны усвоить, по каким номерам телефонов следует звонить в экстренных случаях.
14. Чтение отрывка из произведения Сергея Михалкова “Дядя Стёпа”.
— Послушайте о том, как дядя Стёпа помог пожарным: “Что за дым над головой?..”
15. Практикум на перемене.
Учащиеся должны не только понимать значение дорожных знаков, но и овладеть ими на поведенческом уровне. Для этого на перемене в рекреации организуются сюжетно-ролевые игры, в которых дети выполняют роли пешеходов, водителей транспорта, милиционера и др.