В Цветочном городе. Знаки охраны природы (с. 30-33) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

В Цветочном городе. Знаки охраны природы (с. 30-33) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) закрепление представлений об использовании предметов и рисунков в качестве знаков;

б) расширение знаний учащихся о детских книгах и развитие интереса к чтению литературных произведений;

в) привлечение внимания к мотивированным по характеру словам-наименованиям;

г) соотнесение двух способов письменного обозначения: рисунками и буквами;

д) воспитание бережного отношения к природе, предупреждение потребительского отношения к ней;

е) закрепление представления о знаках наглядно-образного характера и их роли в общении;

ж) развитие умений вести диалог, убеждать собеседника.

Ход урока

1. Работа на с. 30. Чтение названия страницы “В Цветочном городе”.

— Куда привела нас “Азбука”? Почему у этого города такое название? Кто живёт в этом городе? Совершим путешествие по этому городу.

2. Чтение начала произведения Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”: “В одном городе...”

— В какой книге можно прочитать историю о коротышках? Кто её автор? Кому читали эту книгу? О каких приключениях Незнайки и его друзей вы можете рассказать?

3. Выборочное чтение-рассматривание книги Н. Носова.

— В этой книге можно прочитать: “Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики”.

4. Ответы на вопрос “Кто живёт в этих домиках?” и задание “Догадайтесь о любимых занятиях коротышек по их именам”.

Организуется совместная работа учащихся, умеющих и не умеющих читать. С одной стороны, обращается внимание на предмет, оставленный у дома: например, медицинский чемоданчик может сообщать о том, что здесь живёт коротышка, который лечит. С другой стороны, осмысливается имя коротышки, например Пилюлькин: пилюля — это лекарство, таблетка круглой формы. В итоге высказывается предположение, что Пилюлькин — это доктор.

5. Подтверждение ответов детей выборочным чтением книги.

“...Самым главным был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Жил здесь также знаменитый механик Винтик. Жил охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил музыкант Гусля. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал”.

6. Работа на с. 31. Распределение знаков из рамки по домикам коротышек.

В рамке помещены знаки-копии, т. е. точное отображение предметов (ружьё), и знаки-символы, обобщённые по смыслу (скрипичный ключ).

— Как могут гости Цветочного города, не умеющие читать, узнать, кто живёт в каждом домике? Предметы не оставишь на улице: ружьё может случайно выстрелить, книжка испачкаться. (Надо на вывесках рядом с именами коротышек поместить рисунки.)

Проводится отбор рисунков, замещающих предметы: ружьё для домика охотника Пульки, гаечный ключ для домика автомеханика Винтика, книга для домика Знайки. Разъясняется значение рисунков-символов.

— Кто знает, что обозначает змея на чаше? (Это древний знак врачевания.) Есть ли в рамке знак, имеющий отношение к музыке? (Скрипичный ключ.)

— Для какого коротышки не хватило знака и почему? (Для Незнайки, так как неизвестно, чем он любит заниматься.) Какой знак предложили бы вы для домика Незнайки? (Можно нарисовать знак вопроса.)

7. Чтение учителем отрывков из книги Н. Носова.

— Кем только не пробовал стать Незнайка: и врачом, и художником, и музыкантом, и поэтом, но у него ничего не получалось. Вот послушайте историю о том, как Незнайка стал поэтом.

8. Творческое задание.

— Незнайка пришёл к нам сегодня на урок. (На доске изображение Незнайки.) Он спрашивает: “А вы сами пробовали сочинять стихи?” Давайте попробуем. Я буду начинать строчку, а вы заканчивать в рифму.

В огород забрался... Незнайка подсказывает: “Кот. Бегемот”. А вы как думаете? (Крот.)

— В приоткрытое окошко залетела ночью. Незнайка говорит: “Кошка. Картошка”. А вы что скажете? (Мошка.)

— У меня всегда в порядке книжки, ручки и. Незнайка продолжает: “Лошадки, шоколадки”. А вы как продолжите? (Тетрадки.)

9. Побуждение учащихся к чтению книги дома.

— В конце книги Незнайка взялся за ум, стал учиться читать и писать, потому что подружился во время путешествия на воздушном шаре с девочкой Синеглазкой. Наверное, около дома Незнайки лежит письмо от неё.

Попросите родителей почитать вам дома эту интересную книгу.

10. Чтение формулировки темы “Знаки охраны природы”. Постановка учебной задачи.

— Как вы понимаете выражение “охрана природы”? Кого и что надо охранять? От кого защищать? Как?

11. Рассматривание рисунка в “Азбуке”.

— Нравится ли вам, как ведут себя дети в парке? Почему нельзя так относиться к природе? (Люди живут не сами по себе, а в общении с природой. Общаться — значит думать не только о себе, но и о других. Общаться с природой — значит заботиться о ней, защищать, охранять.)

12. Чтение знаков охраны природы.

— Для напоминания о правилах общения с природой в парках, зонах отдыха устанавливаются знаки охраны природы. Рассмотрите их, попробуйте понять, что они обозначают.

Наверное, нарушители не умеют читать знаки охраны природы. А вы умеете? Как можно прочитать знак, изображающий перечёркнутый топор? (Не рубить деревья и кусты.) А следующие знаки с перечёркнутыми изображениями?

Знаки не только что-то запрещают, но и призывают, просят. О чём просит знак, изображающий мать-птицу с птенцом? (Не разоряйте птичьих гнёзд. Подумайте о будущих птенцах.)

— Какой из предложенных в “Азбуке” знаков охраны природы вы бы поместили у входа в парк и почему? (Знак, изображающий ладони, держащие птиц, цветы. Он может быть прочитан: “Береги природу!”)

13. Составление диалогов, разыгрывание сценок.

— А может быть, надо просто объяснить ребятам, почему надо охранять природу. В этом могут помочь пословицы. Кто поможет прочитать их? Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Представьте себя в роли помощника лесника. Кто такой лесник? Как бы вы объяснили туристу, решившему срубить дерево, что этого делать нельзя? Какие бы пословицы вы использовали, чтобы убедить его? Как бы отнёсся турист к вашим словам? Кто согласен выступить в роли туриста?

14. Творческое задание в тетрадях.

— Если бы вы были помощниками лесника, какие бы знаки охраны природы придумали?






Для любых предложений по сайту: [email protected]