Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с памяткой 2 Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах (общее представление) - УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: уточнить представление учащихся об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный, познакомить с памяткой 2 “Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки”; учить определять безударный гласный звук с опорой на заданный алгоритм; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверить; ввести в активный словарный запас учащихся термины ударный гласный звук, безударный гласный звук.
Ход урока
1. Выразительное чтение стихотворения И. Сурикова в учебнике (учебник, упр. 1, с. 63). Определение темы текста. Воспроизведение образов, которые могут возникнуть при чтении строк. Нахождение слов с буквой ё, объяснение: буква ё обозначает всегда ударный гласный звук.
2. Знакомство с памяткой 2 “Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки” (учебник, упр. 2, с. 63). Обобщение: как определить безударный гласный звук в слове?
3. Чтение сведений об ударных и безударных гласных звуках в слове (с. 63). Объяснение: почему гласные так названы — ударные и безударные.
4. Постановка учебной познавательной задачи урока: “Как обозначить буквой безударный гласный звук?” (учебник, с. 63).
5. Наблюдение над обозначением одного и того же гласного звука разными буквами. Выполнение заданий учебника (упр. 3, с. 64).
Чтение лингвистического текста “Обрати внимание!” (с. 64). Ответы на вопрос учителя: “Какие слова требуют проверки?” (Слова с безударным гласным звуком.)
6. Наблюдение над тем, что при изменении слова ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначаются одинаковыми буквами. Выполнение заданий учебника (упр. 4, с. 64). Обсуждение вопросов: “Почему гласную букву в безударном слоге слова сова надо проверять? Что для этого надо сделать? Какое слово может быть проверочным для слова сова?” Запись слов сова и совы, соединение дугой букв о в слоге сов обоих словах или закрашивание этой буквы красным цветом.
Ответ на вопрос учителя: “Как будете проверять написание буквы, обозначающей безударный гласный звук?”
Чтение правила (учебник, с. 65). Обсуждение: “Что надо проверять в слове? (Букву безударного гласного звука.) Как это сделать?” (Изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.)
7. Выполнение заданий учебника: наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах одного и того же слова (упр. 5, с. 65).
Запись некоторых слов парами: сосна — сосны, земля — земли (дугой соединяются одинаковые гласные в ударном и безударном слогах каждого слова).
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Написание какой буквы в слове надо проверять? Почему? Как это сделать?”
Рекомендации для занятий в семье
Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 7, с. 33).