Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Наблюдение над обозначением парных по глухости — звонкости согласных звуков буквами
ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА: учить различать парные звонкие и глухие согласные; провести наблюдение за произнесением парных звонких согласных в конце слова; познакомить со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные; соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова, учащиеся научатся находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК; карточки со словами «филин», «бык», «кот», «жук», «рысь», «мышь», «сова».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
Назовите буквы, которые обозначают парные согласные звуки.
Назовите буквы, которые обозначают непарные согласные звуки.
Приведите примеры слов, которые начинаются на парные согласные звуки.
Приведите примеры слов, которые начинаются на непарные согласные звуки.
3. Актуализация знаний
— Расшифруйте запись.
Цифры соответствуют порядковому номеру буквы в алфавите.
Учащиеся цепочкой выходят к доске и записывают в клетку соответствующую букву.
(В случае затруднения учащиеся могут пользоваться памяткой 5 в учебнике на странице 136.)
— Прочитайте тему нашего урока. (Парные звонкие и глухие звуки.)
4. Целеполагание
— Прочитайте тему нашего урока (Парные звонкие и глухие согласные звуки.)
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать глухие и звонкие согласные, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа с учебником (с. 94, упр. 5)
— Прочитайте на «Страничке для любознательных» информацию о глухих и звонких согласных.
Работа с учебником (с. 94, упр. 5)
— Ответьте на вопросы упражнения.
Какие парные звуки не бывают мягкими? ([ж], [ш])
Подберите слова, в которых есть парные звуки.
Заслушиваются ответы учащихся.
Материал для запоминания
Согласные звуки |
Парные |
Непарные |
||
твёрдые |
мягкие |
твёрдые |
мягкие |
|
звонкие |
[б], [в], [г], [д], [ж], [з] |
[б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’] |
[л], [м], [н], [р] |
[Л’], [м’], [н’], [р’], [й’] |
глухие |
[п], [ф], [к], [т], [ш], [с] |
[п’], [ф’], [к’], [т’], [ш’], [с’] |
[х’], [ц] |
[х’], [ч’], [щ’] |
2. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (с. 95, упр. 6)
— Прочитайте стихотворение Г. Бойко.
Спишите стихотворение.
Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? (Незабудка, глаз, росинка, алмаз.)
С чем сравнивает автор цветок незабудки? (Сглазом.)
Найдите в стихотворении сравнение цветка. Подчеркните согласную букву на конце слова глаз.
Какой звук она обозначает? (Парный звонкий согласный звук [з].)
С чем сравнивает автор росинку? (С алмазом.)
Найдите в стихотворении сравнение росинки. Подчеркните согласную букву на конце слова глаз.
Какой звук она обозначает (Парный звонкий согласный звук [з].)
Измените слова глаз и алмаз так, чтобы они обозначали несколько предметов.
Запись слов в тетрадь.
Глаз — глаза.
Алмаз — алмазы.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 95, упр. 7)
Выполнение задания на форзаце учебника.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
— Из данных слов составьте и запишите предложения.
вянет, и, травка, на, желтеет, лугах
избушка, на, ножках, стоит, курьих
(На лугах желтеет и вянет травка. Стоит избушка на курьих ножках.)
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Выполнение задания на распознавание глухих и звонких согласные звуков.
Вариант 1. ПК. Тема «Глухие и звонкие согласные звуки. Упражнения. Путешествие на корабле».
Вариант 2. Игра «Кто где живёт?»
Условия игры: учитель произносит слова, учащиеся определяют по глухости-звонкости первый звук в слове и распределяют карточки со словами в нужный домик.
Слова записаны на карточках (с целью быстрого и свободного перемещения на доске). Карточки со словами могут быть заменены предметными картинками.
7. Самостоятельная работа
— Прочитайте цепочки слов. Соблюдайте условие: последняя буква первого слова становится первой буквой второго слова и т. д.
МОРО3УБАГАЖУКУБ (Мороз — зуб — багаж — жук — куб.)
ХОЛОДЕДОГАЗУБРОДУБ (Холод — дед — дог — газ — зуб — брод — дуб.)
— Запишите полученные слова.
Подчеркните парные согласные на конце слов: глухие — одной чертой, звонкие — двумя чертами.
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 51, упр. 55.
9. Подведение итогов урока
— Почему некоторые согласные звуки называются в русском языке парными?
Назовите парные согласные.
Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
Сегодня на уроке мы закрепляли...
Самое интересное задание...
Я понял, что...
Я уверен...