Поурочные разработки по русскому языку 1 класс
Глухие и звонкие согласные звуки
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки. ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки для обратной связи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
— Прочитайте подписи под картинками. (Гусь, семь, кольцо, ель.)
Способ проверки: взаимопроверка.
3. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Шар)
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет.
Сядет — землю роет. (Жук)
Звонкий, громкий и прыгучий.
Улетает аж за тучи.
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе. (Мяч)
— Произнесите слова-отгадки. Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах.
Что интересного вы заметили? (Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.)
4. Целеполагание
— Прочитайте тему нашего урока. («Глухие и звонкие согласные звуки».)
Уточните учебную познавательную задачу урока. (Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?)
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 92, упр. 1)
— Какие согласные звуки в этих словах произносятся с шумом?
А при произнесении каких согласных звуков слышится голос?
Подчеркните в словах буквы, обозначающие согласные звуки.
Работа по учебнику (с. 92, упр. 2). Наблюдение над особенностью звучания глухих и звонких согласных звуков.
— Назовите буквы.
Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда.
Послушайте, что вы слышите: шум или голос? (Шум.)
Такие звуки называются глухими согласными звуками.
Аналогичная работа проводится с верхним рядом букв.
— Прочитайте рубрику «Обрати внимание».
Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?
Заслушиваются ответы учащихся.
Дополнительный материал.
Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?
Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.
Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.
2. Первичная проверка понимания
Работа в тетради (с. 48, упр. 49)
— Назовите буквы.
Произнесите звуки, которые они обозначают.
Догадайтесь, для каких звуков собрал буквы кот. (Для звонких звуков.)
А для каких звуков собрала буквы собачка? (Для глухих звуков.)
Игра «Послушай звук»
Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку жёлтого цвета, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку зелёного цвета.
Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки.
3. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)
Выполнение задания к упражнению.
Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)
— Прочитайте пары слов.
Определите, какими звуками отличаются эти слова.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
— Используя слова для справок, восстановите стихотворные строчки автора Е. Трутневой.
У _________________ и _________________
Вьются стаями _________________
Под окошком _________________
Красотой своей горды.
Слова для справок: георгины, калины, рябины.
— Найдите в стихотворении слова, в которых все согласные звонкие. Подчеркните. (Рябины, горды.)
Объясните значение слова горды.
Заслушиваются высказывания учащихся.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Определите, в каком слове все согласные звуки звонкие.
Точка, шина, дом. (Дом.)
Определите, в каком слове все согласные звуки глухие.
Шишка, флаг, книга. (Шишка.)
7. Самостоятельная работа
Работа в тетради (с. 49, упр. 51)
— Впишите пропущенные буквы.
Определите, какие буквы обозначают парный звонкий или глухой согласный звук. (Гора — кора, жить — шить, бочка — почка, дом — том.)
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 48, упр. 50.
9. Подведение итогов урока
— Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал...
Мне было интересно...
Урок для меня показался...
Материал урока мне был...
Моё настроение...