Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: повторить классификацию сложных предложений (схема 10); повторить постановку знаков препинания в союзных сложных предложениях.
Схема 10
Классификация сложных предложений
Ход урока
I. Лексическая разминка
— Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным.
Кольт, комбинат, колония, гастарбайтер, детектор, иезуит, бостон, панама, унисон, тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рецепт, мичман, мансарда, лямблия, бойкот, бой-френд, бикини, бедлам, батист, батик, эрудит, эскалоп.
(Ответы учащиеся обсуждают вместе с учителем.)
Кольт (по фамилии конструктора Сэмюэля Кольта);
иезуит (от лат. Jesus — Иисус);
бостон (по названию города Бостон в США);
панама (по названию государства Панама в Центральной Америке);
сэндвич (по имени лорда Сэндвича, придумавшего эту разновидность бутерброда, для того чтобы можно было есть, не прерывая карточной игры);
садизм (по фамилии французского писателя де Сада, в романах которого описывается это явление);
мансарда (по фамилии французского архитектора Ф. Мансара);
лямблия (по фамилии чешского врача В. Ламбла);
бойкот (по фамилии управляющего имением Ч. Бойкота, по отношению к которому была впервые применена данная мера);
бикини (по названию атолла Бикини в Тихом океане, где в 1946 и 1954 гг. США проводили испытания атомного и водородного оружия; название возникло из сравнения эффекта, производимого одетой в такой купальник женщиной, со взрывом атомной бомбы);
батист (по имени фламандского ткача XIII в. Ф. Батиста);
бедлам (искаженное название города Вифлеема; по названию дома для умалишенных в Лондоне, первоначально — больницы имени Марии Вифлеемской).
II. Работа по теме урока
1. Составление схемы. Беседа по вопросам.
(Учитель обращается к схеме 10, учащиеся вспоминают принципы деления сложных предложений на разные группы. Чтение § 95.)
— По какому принципу сложные предложения делятся на сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП)?
— На какие группы делятся ССП? От чего зависят смысловые отношения в ССП?
— В чем разница между союзами и союзными словами?
2. Знаки препинания в ССП.
— Какие знаки могут отделять части ССП? (Запятая, точка с запятой, тире, отсутствие знака при наличии общего второстепенного члена.)
(Учащиеся записывают предложения и комментируют условия выбора нужного знака препинания в сложносочиненном предложении.)
1. День безветренный, но морозец крепкий, январский.
2. Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то прянет, то отхлынет прочь.
3. Мать доказывала необходимость работы, но Павел заупрямился, и она согласилась.
4. С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он.
5. Холодный ветер нес над городом, над всей донецкой степью тяжелые темные тучи, и их тоже не видно было, но слышно было, как они шуршат, обгоняя и задевая одна другую влажными боками.
(Выполнение упражнения 475.)
III. Итог урока
Домашнее задание
1. § 95.
2. Упражнение 471 или 472.