Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Междометие и звукоподражательные слова - МОРФОЛОГИЯ
Цели: повторить отличительные признаки междометий и звукоподражательных слов; правописание междометий; научиться отличать междометия от других частей речи.
Ход урока
I. Орфографическая разминка
Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклониться, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, зорянка, прибирать, подпереть, заберу, примирить, на вырост, полог, Ростислав, отнимать, пловцы, поплавок, скачок, вскочил, творение, утварь.
Орфограмму “Безударные гласные в корнях с чередованием” обозначить графически, указать исключения из правил.
II. Работа по теме урока
1. Чтение § 65.
Необходимо повторить с учащимися основные отличия междометий от звукоподражательных слов. Можно это сделать с помощью таблицы 27.
Таблица 27
Отличайте!
Междометия |
Звукоподражательные слова |
1. Не изменяются. 2. Не являются членами предложения. 3. Употребляясь в значении других частей речи, они принимают конкретное лексическое значение и становятся членами предложения. 4. Отделяются запятыми или восклицательным знаком. 5. Принадлежат к разговорному стилю. 6. В художественной литературе употребляются в диалогах |
1. Не изменяются. 2. Передают звуки живой и неживой природы. 3. Не выражают эмоций, чувств, побуждений. 4. Состоят из одного или повторяющихся слов, которые пишутся через дефис. 5. Служат для образования слов (чаще — глаголов). 6. В предложении могут быть разными членами предложения |
Значение междометий можно представить в виде схемы 7, которую могут составить учащиеся вместе с учителем.
Схема 7
2. Самостоятельная работа в тетрадях.
1. Ура! Мы ломим, гнутся шведы (А. Пушкин).
2. Алло! Не разбираю имя я... А! Это ты! Привет, любимая! (В. Маяковский).
3. Увы! Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит (А. Пушкин).
4. “Брр... - сказал он. - Мороз, братцы...” (И. Крылов).
5. - Эй, борода! Как проехать к Плюшкину? (Н. Гоголь).
3. Устное выполнение упражнения 351 на различение междометий и звукоподражательных слов.
4. Ответы на вопросы (с. 229).
III. Итог урока
Домашнее задание
1. § 65.
2. Упражнение 354.
3. Подготовиться к контрольному диктанту.