Русский язык 1-2 классы - Методические рекомендации - 2017 год
Предметные результаты - Раздел 2 - Планируемые результаты по итогам обучения - 1 КЛАСС
Развитие речи
Обучающийся научится:
• первичному умению оценивать уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения в урочной и внеурочной деятельности, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
• составлять предложения из заданных слов и по рисунку;
• составлять небольшой рассказ по сюжетным картинкам;
• подбирать заголовок к тексту;
• восстанавливать деформированные предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить части в небольшом тексте и восстанавливать деформированный текст;
• составлять небольшой текст по его началу или концу;
• находить в текстах сравнения, фразеологизмы, слова, употреблённые в переносном значении;
• объяснять значения слов самостоятельно или с помощью словаря;
• первичному умению составлять записку, поздравительную открытку.
Система языка
♦ Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• различать звуки речи;
• устанавливать последовательность и количество звуков в слове;
• различать гласные и согласные звуки на основе их признаков, ударные и безударные гласные, парные согласные по звонкости — глухости, твёрдости — мягкости;
• определять звонкие и глухие непарные звуки;
• определять непарные твёрдые и непарные мягкие согласные звуки;
• находить в слове ударный гласный звук и безударные звуки;
• осознавать и определять показатели мягкости — твёрдости согласных звуков;
• делить слова на слоги;
• различать звуки и буквы;
• различать буквы гласных звуков как показатели твёрдости — мягкости согласных звуков;
• определять функцию ь и ъ, а также букв е, ё, ю, я в слове;
• обозначать на письме звук [й];
• устанавливать соотношение звуков и букв в словах, где их количество не совпадает;
• использовать небуквенные графические средства (пробел между словами, знак переноса, абзац).
Обучающийся получит возможность научиться:
• наблюдать за расхождением в произношении слова и обозначении его буквами при письме;
• осознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове;
• первоначальным навыкам выполнения фонетической транскрипции слова;
• осуществлять фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор простых слов.
♦ Лексика
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать слово как единство звучания и значения;
• различать на практическом уровне слова, противоположные по значению; слова, употреблённые в переносном значении.
• находить и объяснять сравнения; объяснять значения слов; подбирать близкие по значению слова; объяснять значения фразеологизмов.
♦ Состав слова (морфемика)
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить среди слов родственные (однокоренные) слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и слова, близкие по смыслу (синонимы);
• различать родственные (однокоренные) слова и слова с омонимичными корнями.
♦ Морфология
Обучающийся научится:
• находить слова, обозначающие предметы, признаки, действия;
• различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;
• распознавать имена собственные.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать лексическое и грамматическое значение слова;
• определять части речи: самостоятельные и служебные;
• наблюдать за междометием как средством эмоционально-экспрессивного проявления чувств.
♦ Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать предложения и слова;
• осознавать признаки предложения: выражает законченную мысль, имеет интонационную законченность;
• определять границы предложения;
• составлять предложения из данных слов;
• различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные, невосклицательные).
Обучающийся получит возможность научиться:
• восстанавливать деформированные предложения;
• сравнивать предложения по смыслу при замене слова или при распространении другими словами;
• различать предложение и словосочетание.
♦ Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
• применять правила правописания:
• раздельное написание слов;
• написание букв гласных и, а, у после букв шипящих ж, ш, ч, щ (в сильной позиции — под ударением);
• отсутствие мягкого знака в буквосочетаниях чк, чн, щн, нщ;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• знаки препинания ?!. в конце предложения;
• непроверяемые написания в словах (согласно перечню в программе);
• безошибочно списывать текст с доски и учебного пособия;
• писать под диктовку тексты в соответствии с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
• применять орфографическое чтение (проговаривание) в качестве средства самоконтроля при списывании и письме под диктовку; пользоваться орфографическим словарём в учебнике и памятками в рабочей тетради как средством контроля своих действий.