Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В
Модель взаимодействий тела - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
ЦЕЛЬ
Учащиеся должны усвоить:
♦ что модель взаимодействий тела — это описание словами или рисунком сил, характеризующих действие на тело других тел;
♦ систему знаний о механических взаимодействиях, представленную в таблице 3.
Таблица 3
Сведения о механических взаимодействиях
№ |
Вид взаимодействия |
Условия возникновения |
Название силы |
Направление силы |
Изображение силы |
1 |
ВСЕМИРНОЕ ТЯГОТЕНИЕ |
Всегда заметно со стороны массивных тел |
Сила тяжести |
К центру Земли (другого массивного тела) |
|
2 |
УПРУГОЕ |
При деформации; при деформации из-за притяжения к Земле |
Сила упругости Вес |
Противоположно деформации Вдоль подвеса, перпендикулярно опоре |
|
3 |
ТРЕНИЕ СУХОЕ |
При движении твердых тел (его попытке) по поверхностям друг друга |
Сила трения скольжения, качения, покоя |
Противоположно скорости движения (или попытки движения) |
|
4 |
ТРЕНИЕ ВЯЗКОЕ |
При движении в жидкости или газе |
Сила сопротивления |
Противоположно скорости движения |
Учащиеся должны научиться строить модель взаимодействий тела в конкретных ситуациях.
ВИД ДОСКИ
Модель взаимодействия тела
Графическая модель взаимодействия ученика, сидящего на стуле
Модель механических взаимодействий тела — это ...
Д/з. Задание 24 до конца.
СЦЕНАРИЙ
Этап актуализации знаний
П. (Организует повторение видов взаимодействия и сил по таблице 3.)
Как изображают силы? (Выслушивает ответы.)
Назовите тела, которые действуют на вас и вид каждого взаимодействия.
У. На меня действуют Земля (всемирное тяготение) и стул (упругое взаимодействие).
Мотивационный этап
П. Изобразите силу, описывающую действие Земли. (Вызывает ученика.) Изобразите силу, описывающую действие стула. (Вызывает ученика.)
Опишите то, что у нас получилось?
У. Получился рисунок (см. «Вид доски»), на котором изображены вектора сил, описывающих действие на меня Земли и стула.
П. Какие же силы действуют на вас?
У. На меня действуют сила тяжести и сила упругости стула.
П. Такое описание взаимодействия имеет специальное название — модель механических взаимодействий тела. (Подписывает название построенной модели.) Составьте определение модели взаимодействия тела. (Организует обсуждение и запись определения.)
Будем учиться строить модель взаимодействия тела в виде рисунка. Запишите тему урока.
Этап применения нового знания
П. Откройте задание 24. Проанализируйте рассмотренный пример и составьте план действия по построению модели взаимодействия тела. У вас — 3 мин.
У. Нужно: 1) выделить тело, для которого требуется построить модель взаимодействия, изобразить его условно; 2) изобразить точку приложения сил; 3) выделить тела, действующие на первое тело; 4) для каждого тела установить виды взаимодействий; 5) для каждого вида взаимодействия изобразить вектор силы и обозначить построенный вектор.
П. (Организует выполнение задания 24.)