Поурочное планирование по физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В
Вес тела. Векторы сил тяжести, упругости, трения - ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
ЦЕЛЬ
Учащиеся должны усвоить, что:
♦ вес тела (Р) — сила упругости, описывающая действие тела на горизонтальную опору или вертикальный подвес из-за притяжения к Земле;
♦ сила веса приложена к подвесу или опоре, направлена вдоль подвеса, перпендикулярно опоре.
Учащиеся должны научиться:
♦ «создавать» понятие о силе веса;
♦ изображать силы тяжести, упругости, трения, веса в конкретных ситуациях.
ВИД ДОСКИ
Вес тела
ФАКТ Тела около Земли действуют на горизонтальную опору или вертикальный подвес вследствие притяжения к Земле
ПЗ 15. Ввести силу для описания этого действия
ВИД СИЛЫ Сила упругости
НАПРАВЛЕНИЕ, ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ перпендикулярно опоре вдоль подвеса
ОБОЗНАЧЕНИЕ
НАЗВАНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ Вес тела — это... .
Д/з. Задания 20-23 до конца.
СЦЕНАРИЙ
Этап актуализации знаний
Что мы знаем о взаимодействиях? (Организует проверку системы знаний о взаимодействиях. Демонстрирует груз на горизонтальной рейке и груз, подвешенный на резинке.)
Назовите виды взаимодействия и силы, описывающие действие на груз рейки и резинки в первом и втором случаях.
У. Рейка и резинка деформированы, значит, взаимодействие упругое в обоих случаях; описывается силой упругости.
П. Изобразите силу упругости рейки и резинки. Поясните, как направлены и к каким телам приложены силы?
У. (Изображает силы упругости.)
Мотивационный этап
П. Земля притягивает все тела около нее. Однако мы живем на некотором расстоянии от нее, спускаемся вниз, поднимаемся на свои этажи, в наших квартирах стоят различные предметы, висят картины, светильники и т. п. В каких случаях тела не падают на Землю?
У. Если они находятся на горизонтальной твердой поверхности или подвешены к чему-то.
П. Большинство тел на Земле находятся на горизонтальной опоре, параллельной поверхности Земли. Часть тел имеют вертикальный подвес. (Обозначает.) Выделите подвес и опору в рассмотренных ситуациях.
У. Горизонтальная опора груза — это рейка, а вертикальный подвес — резинка.
П. Тела взаимодействуют. Рейка и резинка действуют на груз, а груз действует на рейку и резинку, вызывая их деформацию. Не только груз, но все тела действуют на опору или подвес. Это настолько распространенная ситуация, что для описания действия тела на горизонтальную опору или вертикальный подвес введена специальная сила.
Этап «создания» нового знания
П. Давайте тоже введем эту силу. Запишите познавательную задачу 15: Ввести силу, описывающую действие тел на горизонтальную опору или вертикальный подвес из-за притяжения тел к Земле.
Нам нужно установить, к какому виду взаимодействия относится действие тела на опору или подвес, направление силы воздействия, ввести обозначение, составить определение. (Фиксирует метод решения этой познавательной задачи)
Изобразите вектора сил, описывающих действие груза на рейку и резинку. У вас — 1 мин.
У. (Изображает эти силы на доске.) Точки приложения — в середине рейки и на конце резинки, направление — вниз.
П. Докажите, что эти силы являются силами упругости. Для этого опишите движение частей груза, после того как его поднесли к рейке. (На рисунке разбивает груз на горизонтальные слои.)
У. Груз притягивается к Земле и должен падать вниз. Когда он попадает на рейку, то рейка начинает прогибаться, а груз останавливается постепенно. Сначала останавливается нижняя часть, а верхние части продолжают двигаться, и груз сжимается под собственной тяжестью. Так же и с резинкой, только груз в этом случае оказывается растянутым. Взаимодействие груза с рейкой и резинкой — это взаимодействие деформированных тел, т. е. упругое взаимодействие.
П. Почему же груз и рейка деформируются в этом случае и возникает их упругое взаимодействие?
У. Из-за притяжения груза к Земле.
П. Откройте учебник на с. 41. Найдите на рис. 39 тело и горизонтальную опору, силу, действующую на опору. Какой буквой она обозначена? На с. 40 найдите название этой силы.
У. Эта сила обозначена буквой Р и называется весом тела.
П. Обозначьте вес груза на рейке и на резинке. Как направлена сила веса?
У. Вертикально вниз, перпендикулярно опоре или вдоль подвеса.
П. (Записывает.) Составьте определение силы веса. (Организует обсуждение и запись определения.)
Этап применения нового знания
П. (Организует выполнение заданий 20-23.)