Поурочные разработки по Алгебре для 9 класса к учебнику Ю.Н. Макарычева
Уравнения и системы уравнений - Повторение курса 7-9 классов
Цель: повторить основные способы решения уравнений и систем уравнений.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа.
Вариант 1
1. Найдите значение выражения.
2. Упростите выражение.
Вариант 2
1. Найдите значение выражения.
2. Упростите выражение.
III. Повторение пройденного материала
Уравнения
Корнем уравнения с одной переменной называют такое значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
Решить уравнение - значит найти все его корни или доказать, что корней нет.
Уравнения с одной переменной, имеющие одни и те же корни, называют равносильными.
Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.
Уравнения будут равносильными, если:
1) в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак;
2) обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число.
Уравнением n-й степени (n ≥ 1) называют уравнение вида Рn(х) = 0, где Рn(х) - многочлен n-й степени.
При n = 1 имеем линейное уравнение ах - b = 0.
Для а ≠ 0 такое уравнение имеет единственный корень х = b/a.
Для а = 0 и b ≠ 0 уравнение не имеет корней.
Для а = 0 и b = 0 корнем уравнения является любое число х.
При n = 2 имеем квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.
Если хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением и решают разложением его левой части на множители.
Дискриминантом квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 называют выражение D = b2 - 4ас.
Если D > 0, то уравнение имеет два различных корня если D = 0 - один корень (или два равных корня) х = -b/2a; если D < 0 уравнение корней не имеет.
Для квадратного уравнения выполняется теорема Виета: если x1 и х2 - корни уравнения ах2 + bх + с = 0, то сумма корней х1 + х2 = -b/a и произведение корней х1х2 = c/a.
При n ≥ 3 имеем уравнение высокой степени. Такие уравнения решают или разложением левой части на множители, или введением новой переменной.
При решении дробных рациональных уравнений используют следующий алгоритм:
1) находят общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
2) умножают обе части уравнения на общий знаменатель;
3) решают получившееся целое уравнение;
4) исключают из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Системы уравнений
Решением уравнения с двумя переменными называют пару значений переменных, которые обращают это уравнение в верное равенство.
Уравнения с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называют равносильными. Уравнения, не имеющие решений, также считают равносильными.
Каждое решение (х; у) уравнения с двумя переменными можно изобразить точкой с координатами х и у на координатной плоскости. Все такие точки образуют график уравнения.
Линейным уравнением с двумя переменными х и у называют уравнение вида ах + by = с. Графиком такого уравнения является прямая линия.
Системой двух линейных уравнений с двумя переменными х и у называют систему вида Такая система имеет единственное решение при не имеет решения при и имеет бесконечное множество решений при
Для решения систем уравнений с двумя переменными используют:
а) способ подстановки;
б) способ сложения;
в) способ замены переменной;
г) графический способ.
При решении систем двух нелинейных уравнений тем или иным способом получают линейное уравнение и далее используют способ подстановки.
IV. Задание на уроке
№ 925 (а, в); 926; 935 (а, в, е); 937; 940 (б, е); 943; 957 (а, г); 958 (б); 967; 972 (а, б); 973 (в); 974 (а, в); 981; 985; 993.
V. Задание на дом
№ 925 (б, г); 927; 935 (б, г, д); 938; 940 (в, д); 944; 957 (б, в); 958 (а); 969; 972 (в, г); 973 (д); 974 (б, г); 982; 986; 994.
VI. Подведение итогов урока