ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА - СССР В 1945—1953 ГГ.

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА - СССР В 1945—1953 ГГ.

Цель урока: расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере, характер «научных дискуссий» и «проработок» деятелей литературы и искусства; дать информацию о достижениях советских ученых, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры.

Основные знания: восстановление «железного занавеса»; достижения отечественной фундаментальной науки; развитие системы образования.

Основные понятия: «железный занавес»; космополитизм; «низкопоклонство перед Западом»; «безыдейные произведения».

Работа с историческими источниками: комментированное чтение фрагментов из докладов А. А. Жданова по идеологическим вопросам, воспоминаний Г. П. Вишневской «Галина», высказываний академика Л. Д. Ландау об интернациональном характере науки.

В учебнике дан достаточный по объему материал, который может иллюстрировать основные положения темы. Вместе с тем к нему следует добавить также дополнительный материал.


Достижения отечественной фундаментальной науки. Как и прежде, власти придавали первостепенное значение развитию фундаментальных научных исследований, и в первую очередь тех из них, которые могли быть использованы в военной области. В 1945—1949 гг. были созданы Казанский филиал, Дагестанская, Карельская и Якутская базы Академии наук СССР, преобразованные позже в филиалы АН СССР, а также Восточно-Сибирский филиал Академии наук. К 1950 г. академии наук существовали уже в десяти союзных республиках. В стране действовало пять отраслевых академий. Общее количество научных учреждений составило 3447, превысив довоенный уровень. Удвоилась по сравнению с 1940 г. численность научных работников. В мае 1947 г. была возобновлена работа Комитета по изобретениям и открытиям при Совмине СССР. В декабре того же года был образован Госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР).

Одним из главных направлений в фундаментальных научных исследованиях стали работы по использованию атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова и разработки ракетных систем под руководством С. П. Королева. Большой вклад в это дело внесли такие крупнейшие ученые, как А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон. Результатом стало осуществление в декабре 1946 г. ядерной цепной реакции в первом в Европе атомном реакторе. В 1948 г. был пущен первый промышленный уран-графитовый реактор, а в августе 1949 г. прошло испытание советской ядерной бомбы. Работы С. П. Королева, назначенного главным конструктором по созданию комплексов автоматических управляемых ракет дальнего действия, привели к запуску в 1948 г. первой отечественной управляемой ракеты дальнего действия Р-1, а в 1949 г. — первой высотной геофизической ракеты В-1-А.

В интересах оснащения армии новыми видами вооружений бурными темпами развивалась авиационная наука и техника. В апреле 1946 г. стартовали реактивные истребители Як‑15 и МиГ‑1. Новые типы самолетов и авиационных двигателей разрабатывали А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, А. И. Микоян и др.

В 1946 г. вошла в строй в Москве первая ультракоротковолновая радиостанция.

В 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ.

Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии.

Однако, как и прежде, эти достижения (внедренные, как и ранее, в сферу исключительно военного производства) почти и не отразились на жизни и быте советских людей.

Архитектура, живопись. Одной из главных задач советских архитекторов после окончания войны было восстановление разрушенных городов и сел. В ноябре 1945 г. было принято постановление о восстановлении 15 крупных старых русских городов, пострадавших во время войны, — Смоленска, Курска, Орла, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска, Пскова, Новгорода, Севастополя, Воронежа, Великих Лук, Калинина, Брянска, Краснодара и Мурманска. Были восстановлены сотни других советских городов, заново построены десятки тысяч сел и деревень. Размеры жилищного строительства (только за годы четвертой пятилетки было введено в строй свыше 100 млн. кв. м жилья) были беспрецедентными. Начали реализовываться генеральные планы восстановления и развития Москвы (готовившейся к своему 800-летию), Ленинграда, Киева, Минска, Сталинграда и других городов. Архитекторы К. С. Алабян, Н. В. Баранов, А. В. Власов, В. А. Король, А. Г. Мордвинов и др. предлагали новые архитектурные решения. В частности, в Москве стали возводиться первые высотные здания, изменившие лицо города. Началось строительство новой очереди московского метро, превзошедшей по своему великолепию сооружения предвоенной поры.

Постепенно восстанавливались и разрушенные войной известнейшие памятники культуры — Петродворец, Ясная Поляна, Михайловское, музей П. И. Чайковского в Клину, репинские Пенаты и др.

В живописи основными темами становились мирный труд, послевоенное восстановление. В отличие от довоенных новым картинам были еще более присущи жизнеутверждающие мотивы («Хлеб» Т. Н. Яблонской, «Киргизская колхозная сюита» С. А. Чуйкова и др.). В то же время тема «гениального вождя всех времен и народов» — Сталина — еще шире, чем прежде, была представлена во всех жанрах искусства, особенно в связи с 70-летием со дня его рождения, отмечавшимся как всенародный праздник в 1949 г.

Образование. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946—1950 гг. было возведено 18 538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в сравнении с предыдущим годом более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования.

Задачи восстановления требовали новых специалистов высшей квалификации. Уже в 1946—1948 гг. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 г. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства. К концу четвертой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время 1278 тыс. человек.

Для текущего контроля усвоения нового материала (и для повторения по данной теме) могут быть предложены следующие вопросы и задания:

Первый уровень. Чем было вызвано изменение настроений в среде интеллигенции после окончания войны? Какие основные проблемы общественного развития интересовали интеллигенцию в эти годы? Согласны ли вы с утверждением о том, что в результате войны «железный занавес», долгие годы отделявший нашу страну от остального мира, был ликвидирован? Чем это можно объяснить? Как к этому относилось партийно-государственное руководство? В чем причины его беспокойства развитием контактов советских людей с зарубежным миром на заключительном этапе войны? Как советское руководство объяснило населению страны необходимость курса на усиление изоляции от остального мира после окончания войны? Каковы основные направления борьбы с «западничеством» в 1945—1952 гг.? Что такое кампания борьбы с космополитизмом? Каковы, на ваш взгляд, ее внутренние причины? Почему одним из первых ударов властей был удар по литературе? Кого из деятелей литературы власти подвергли резкой критике и за что? Какие достижения в развитии отечественной науки и техники в послевоенные годы вы можете назвать? Кого из крупнейших советских ученых этого времени вы знаете? Чем отмечена их научная биография?

Второй уровень. В чем вы видите причины принятия постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»? Обратившись к раскритикованным произведениям М. Зощенко, постарайтесь понять, что именно в его работах было названо партийным руководством «гнилой безыдейностью, пошлостью и аполитичностью». В чем состояла причина критики романа А. Фадеева «Молодая гвардия»? Кто из литераторов пострадал в ходе борьбы с космополитизмом и почему? Каковы результаты мер властей в области литературы после окончания войны? Какие меры по «усилению партийного руководства кинематографом» предприняли власти во второй половине 40-х гг.? Почему критике подверглось преобладание в театре классического репертуара? Чем можно объяснить критику властями кинофильмов «Большая жизнь» Л. Лукова, «Адмирал Нахимов» Б. Пудовкина, «Иван Грозный» С. Эйзенштейна? За какие «ошибки» подверглись критике в партийном постановлении от 4 сентября 1946 г. кинорежиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг?

Третий уровень. Что послужило поводом и истинной причиной принятия специального постановления ЦК по ряду музыкальных произведений? В чем обвиняли власти композиторов С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, Д. Шостаковича? Каковы были общие направления и особенности развития советской науки после войны? Какие задачи стояли перед советской системой образования в первые послевоенные годы? В чем вы видите главные причины и цели научных дискуссий конца 40-х — начала 50-х гг.? К каким последствиям они привели? В чем состояла «партийная направленность» дискуссии в области биологической науки в ходе августовской (1948 г.) сессии ВАСХНИЛ? Почему в ходе научных дискуссий обструкции подверглись наиболее перспективные направления исследований в области кибернетики, генетики и др.? Как вы думаете, почему в ходе научных дискуссий Иван Грозный оказался наиболее прогрессивным деятелем отечественной истории? Чем это можно объяснить? Как характеризовались в литературе 40-х — начала 50-х гг. лидеры национальных движений, боровшиеся с российской экспансией в XVI—XIX вв.? Какова политическая подоплека дискуссии по проблемам языкознания (1950 г.)? К каким выводам пришли ее участники? В каких научных дискуссиях и почему принял участие Сталин? За что подвергся критике заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александров — автор книги «История западноевропейской философии»? Чем вы объясните усиление идеологического пресса после войны? Назовите примеры достижений отечественной науки и культуры первых послевоенных лет. Дайте общую оценку развития советской культуры и науки в первые послевоенные годы.


Задание на дом. § 38 и вопросы к нему. Задание 8 в рабочей тетради (вып. 2, с. 106).






Для любых предложений по сайту: [email protected]