Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - СССР В 1945—1953 ГГ.
Цель урока: усвоить наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития — демократической и тоталитарной; определить причины возрождения первой и победы второй альтернативы; раскрыть причины и характер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий, усиления борьбы с национальными движениями.
Основные знания: изменение общественно-политической атмосферы в обществе; попытки демократизации режима; борьба власти с инакомыслием; изменения в структурах власти; усиление репрессий; национальная политика.
Основные понятия: «демократический импульс войны»; репрессии; ГУЛАГ; «дело врачей»; «ленинградское дело».
Работа с исторической картой: показать на карте места массовых выступлений политических заключенных в лагерях; назвать и показать наиболее крупные очаги национальных выступлений в первые послевоенные годы.
Работа с историческими источниками: комментированное чтение текстов указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г. и 26 ноября 1948 г. об ужесточении режима содержания политических заключенных; приказа министра госбезопасности СССР № 00776 от 24 октября 1951 г. о назначении бессрочной ссылки спецпоселенцам.
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-3.
Основные персоналии: А. А. Новиков, П. Н. Понеделин, Н. К. Кириллов, Г. К. Жуков, М. И. Родионов, Н. А. Вознесенский, А. А. Кузнецов, С. М. Михоэлс.
Начать урок целесообразно с повторения материала предыдущего занятия (см. вопросы к предыдущему уроку). Главной его целью должно стать уяснение учащимися единства экономической политики руководства СССР с политическими процессами, протекавшими в обществе в первые послевоенные годы.
Изучение нового материала следует начать с рассмотрения изменений в общественно-политической атмосфере советского общества, которые произошли после войны.
При изложении нового материала важно назвать причины, которые способствовали раскрепощению сознания советских людей под влиянием войны.
Для иллюстрации положения о наличии в послевоенном СССР антисталинских групп и организаций, а также характере борьбы с ними органов государственной безопасности можно привести отрывки из повести А. Жигулина «Черные камни» (М., 1989).
При изучении второго раздела параграфа учитель знакомит учащихся с конкретными материалами по реорганизации государственных структур, предпринятой в 1945—1946 гг., а затем предлагает ответить на вопросы: для чего это было необходимо? В чем вы видите причины переименования народных комиссариатов в министерства? Можно напомнить учащимся о том, что одним из вопросов повестки дня мартовского Пленума ЦК ВКП(б) 1946 г. значился пункт «О премьер-министре СССР». Лишь в последний момент не состоялось такое переименование поста главы правительства. Следует ознакомить учащихся с фрагментом речи Сталина на Пленуме ЦК 14 марта 1946 г., помещенном в хрестоматии.
Можно предложить ученикам ответить на вопросы: что изменилось в структурах власти после войны? Коснулись ли эти изменения основ существовавшей политической системы?
Раскрывая третий раздел параграфа, учитель на основе изложенного материала предлагает ученикам ответить на вопрос: в чем вы видите причины ужесточения политического режима после войны? Следует показать, какие новые категории заключенных появились после войны, какие меры были приняты в отношении политических противников режима, репрессированных еще в 20—30-е гг. Для иллюстрации можно использовать, в частности, книгу Л. Э. Разгона «Непридуманное» (М., 1991).
Для характеристики персоналий, названных в этом разделе учебника, следует обратиться к их биографиям, помещенным в компьютерном варианте учебника (CD-3).
В 90-х гг. ряд историков (в частности, В. П. Наумов) высказывают точку зрения о том, что в последние месяцы жизни Сталин планировал начать новую волну политических репрессий, в ходе которых намеревался нанести удар по ряду своих ближайших сподвижников, в частности В. М. Молотову, Л. П. Берии, А. И. Микояну и др. С этой целью готовилось так называемое «менгрельское дело» против Берии, в специальных справках и докладных записках собирались многочисленные материалы, «разоблачавшие» других членов высшего партийно-политического руководства страны. Возникает вопрос: есть ли основания считать, что из-за подготовки репрессий против высших членов руководства Сталин был ими убит в марте 1953 г.? Проведенные исследования показывают, что такого заговора не было. Об обстоятельствах последних месяцев жизни Сталина и его смерти можно прочитать работы сторонников различных точек зрения: А. Авторханова «Загадка смерти Сталина» (М., 1991), Д. Волкогонова «Сталин» (М., 1996) и др.
Особое место в материалах урока должны занять вопросы национальной политики. Здесь следует отметить, что «демократический импульс» войны проявился и в оживлении национальных движений, как правило, на территориях, вошедших в состав СССР накануне войны (Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия). Необходимо обратить внимание учеников на состав участников национальных движений, их численность, а также на мотивы их борьбы против советской власти. Важно подчеркнуть, что борьба властями велась не только против самих движений, но и против целых народов. Многочисленные факты об этом приведены в трехтомнике «Так это было» (М., 1993).
В результате принятых властями мер только за первые полтора года ссылки крымских татар погибло 46,2% от общей численности всего высланного народа, что составило около 200 тыс. человек (включая 100 тыс. детей).
Наряду с репрессиями против ряда народов страны изменениям подверглось национально-территориальное устройство СССР. Так, 25 июня 1946 г. было внесено изменение в статью 14 Конституции РСФСР, согласно которому была упразднена Чечено-Ингушская АССР, а Крымская АССР преобразована в Крымскую область.
Можно предложить учащимся заполнить таблицу «Репрессии против народов СССР в 1945—1950 гг.»:
Народы |
Число репрессированных |
Украинцы |
|
Литовцы |
|
Латыши |
|
Эстонцы |
|
Народы Кавказа |
В конце урока учащиеся отвечают на вопросы: насколько согласуются данные заполненной таблицы с приведенным текстом выступления главы правительства? Чем были вызваны репрессивные меры против перечисленных в таблице народов СССР? Какие факты дали основание Сталину сделать заявление об «укреплении многонационального государства» после войны? Какие проблемы для будущего развития страны породили массовые депортации народов СССР в годы войны и в послевоенный период? Для текущего контроля знаний можно предложить следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Что такое «демократический импульс войны»? Дайте краткую характеристику нравственно-психологической атмосферы в советском обществе после окончания войны. Каковы, на ваш взгляд, причины нарастания в обществе критического настроя? Какие категории населения были носителями критических настроений? В чем вы видите причины ужесточения политического режима в СССР после окончания войны? По каким направлениям шло укрепление политического режима и в чем оно проявлялось? Используя приведенные в учебнике документы, объясните причины, по которым наркоматы были переименованы после войны в министерства. В литературе последних лет существует точка зрения о том, что численность заключенных ГУЛАГа после войны выросла, а также расширилась их социальная база. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ. Расскажите, что вы знаете о «ленинградском деле». Что такое «дело Еврейского антифашистского комитета»? Чем оно закончилось? Что вы знаете о «деле врачей»? Как вы могли бы оценить возможные последствия «менгрельского дела», фабриковавшегося по приказу Сталина?
Второй уровень. На заключительном этапе войны был депортирован ряд народов. Какие новые депортации и репрессии обрушились на представителей национальных меньшинств после окончания войны? Чем это можно объяснить? Чем можно объяснить, на ваш взгляд, репрессии властей против ряда военачальников после окончания войны? Как реагировала общественность на новый виток политических репрессий в стране? Что вы знаете о судьбе советских военнопленных, возвратившихся после войны на Родину?
Третий уровень. Проследите общие тенденции политического развития СССР в 1945—1952 гг. Какую оценку развитию вы могли бы дать одной-двумя фразами? Каковы общие итоги и уроки политического развития страны в 1945—1952 гг.? Найдите материалы по обсуждению проектов новой Конституции СССР и Устава ВКП(б) после войны. Какова общая направленность этих проектов? Что, на ваш взгляд, помешало их принятию?
Для дискуссии на уроке может быть предложена проблема: была ли альтернатива ужесточению сталинского политического режима после окончания войны?
Задание на дом. § 37 и вопросы к нему. Задание 6 из рабочей тетради (вып. 2, с. 98).