Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Турция - СТРАНЫ АЗИИ
Цели
Обучения: рассмотреть особенности развития Турции, основные направления внутренней и внешней политики; сфокусировать усилия на выявлении и усвоении исторических закономерностей, терминов, причинно-следственных связей в развитии исторических событий.
Воспитания: прививать ученикам идеи гуманизма, уважения к правам человека, бережного отношения к демократическим ценностям, уважения к национальным традициям; воспитание патриотизма.
Развития: развивать логическое мышление школьников, сравнивая, сопоставляя исторические факты, проводя анализ и синтез общих и особенных черт исторических событий, развитие памяти, речи и внимания.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: использование опережающих заданий, работа с тестами, интерактивные, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, словесные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Этатизм — принцип активной государственной политики в экономической, социальной, культурной и иных сферах общественной жизни.
Основные события
1948 г.: получение экономической помощи США по плану Маршалла.
1959 г.: американско-турецкое соглашение на право размещать на территории Турции военные базы.
1960 г. (27 мая): военный переворот в стране.
1961 г.: принятие Конституции.
60—70-е годы: политика индустриализации.
1980 г.: военный переворот с целью пресечения правого и левого экстремизма.
1982 г.: принятие новой Конституции.
1989—1993 гг.: экономическая модернизация Турции.
1995 г.: Турция и ЕС подписали Соглашение о таможенном союзе.
Ход урока
1. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
2. Рассказ учителя. На внутреннее положение страны и подъем экономики большое влияние оказала помощь США по плану Маршалла в 1948 г. В первые послевоенные годы государство проводило курс на активное вмешательство в экономику, получивший название политики этатизма.
Доля продукции частного производства в 1950 г. составляла 42%, в 1960 — 65%. Законы, принятые в 1951— 1954 гг., способствовали внедрению иностранного капитала во все отрасли. Иностранным инвесторам давалось право свободно вывозить весь полученный доход. В 50-х годах ежегодный прирост промышленной продукции в Турции достигал 8%.
В 1950—1960 гг. США предоставили Турции кредит на 1 млрд. долларов и на военные цели — кредит на 1,6 млрд. долларов. Приток капитала шел из Великобритании, Франции, Западной Германии. Турция рассматривалась как оружие в руках Запада В 1952 г. в войне на Корейском полуострове была задействована одна турецкая бригада. В 1952 г. Турция стала членом НАТО, в 1954 г. — Багдадского блока.
В 60—70-х годах политика индустриализации привела к созданию в государственном секторе энергетики, черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности, автомобилестроения и др. В 80-х годах в стране начались рыночные реформы. Поощряется предпринимательство. Турция выходит из экономического кризиса. Быстро развивается экспорто-ориентированная направленность экономики. Турция окончательно превратилась в индустриально-аграрное государство. Но не были до конца решены социальные проблемы. Экономический и финансовый кризис 2001 г. страна пережила главным образом благодаря продолжению курса либерализации и частичной приватизации государственного сектора.
3. Учитель организует работу учащихся с текстом учебника. Учащиеся продолжают заполнение таблицы.
Учащиеся самостоятельно читают материал и устно отвечают на вопросы, записанные учителем на доске.
1). Чем вызвана активная роль армии в политической жизни Турции? 2). В чем причина усиления исламистских партий и течений в политической жизни и на выборах в парламент страны. 3). Каковы основные направления внешней политики Турции?
4. Работа с ДМ.
5. Изучение биографии исторических личностей. Учитель обращает внимание на то, что история Турции, как история всех государств, связана с известными лидерами, политиками с мировым именем, оставившими неизгладимый след в истории своей страны.
Сообщение “Сулейман Демирель — лидер Партии справедливости”.
Сообщение “Тургут Озал и его “турецкая модель” развития экономики страны”.
Вопросы учителя. 1. Какую роль в развитии страны сыграла Партия справедливости? 2. В чем заключалась турецкая модель развития экономики, предложенная Т. Озалом?
6. Опережающее задание. Защита проекта “Курдская проблема”.
7. Работа с ДМ.
8. Рассказ учителя о турецко-казахстанских отношениях.
9. Закрепление изученного материала (тестирование).
10. Рефлексия. Чем главным образом отличается развитие Турции от изученных вами азиатских стран?
11. Домашнее задание: § 29. Опережающее задание. Распределение сообщений о деятельности ливанской шиитской организации “Хесболла” (Партии Аллаха) и экстремистской суннитской организации “Хамас” (Движение исламского сопротивления).