Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Иран и Афганистан - СТРАНЫ АЗИИ
Цели
Обучения: рассмотреть этапы развития Ирана и Афганистана, особенности революций в этих странах и их последствия, основные направления внутренней и внешней политики; организовать познавательную деятельность учащихся на уроке, продолжить формирование общеучебных умений и навыков, мотивации к учебной деятельности.
Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, национальному достоянию народов мира; продолжить воспитание активной жизненной позиции, умения объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, считаться с позицией другого человека.
Развития: способствовать развитию личности учащихся; научить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать внимание, память, речь, ее коммуникативные свойства, навыки работы с тестовыми материалами.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: использование опережающих заданий, интерактивные, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Теократия — форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовным лицам, глава государства является одновременно его религиозной главой.
Суннизм — одно из двух основных направлений ислама. Наряду с Кораном признает сунну (мусульманское Священное Предание). При решении вопроса о власти опирается на согласие всей общины.
Шиизм — одно из двух направлений в исламе, признающее в отличие от суннизма имамами-халифами лишь алидов. Шиизм не признает светскую власть, считая единственными законными правителями мусульман имамов.
Инвестиция — вложение капитала.
Основные события
1951 г. (апрель): Закон о порядке национализации нефтяной промышленности Ирана.
1952 г.: прекращение дипломатических отношений Ирана с Великобританией.
1959 г.; заключение Ираном военного соглашения с США, усилившего американское влияние в регионе.
60-е годы “белая революция” в Иране.
1973 г. (17 июля): государственный переворот в Афганистане, упразднение монархии.
1975 г.: замена в Иране многопартийной системы однопартийной.
1978 г.: антимонархическая революция в Иране.
1978 г. (27 апреля): государственный переворот в Афганистане; переименование страны в Демократическую Республику Афганистан.
1979 г.: свержение шахского режима.
1979 г. (1 апреля): провозглашение Исламской Республики Иран.
1979 г.: принятие ныне действующей Конституции Ирана.
1979 г. (27 декабря): введение советских войск в Афганистан.
1980—1988 гг.: ирано-иракская война.
1987 г.: возвращение названия Республика Афганистан.
1988 (15 мая) —1989 гг. (15 февраля): вывод советских войск из Афганистана.
1992 г.: установление дипломатических отношений между Ираном и Казахстаном.
2003 г.: принятая Конституция провозгласила Афганистан Исламской Республикой Афганистан.
2005 г. (23 декабря): Совет Безопасности ООН принял резолюцию по иранской ядерной проблеме.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа со СМИ. Учащиеся используют материал печати в ответах на вопросы: 1) Каково современное развитие Индии; Пакистана? 2) Как складываются отношения Индии и Пакистана с Казахстаном?
3. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока. Далее организует работу учащихся с текстом учебника.
4. В ходе самостоятельной работы с текстом учебника учащиеся составляют сравнительную таблицу “Сходства, различия и особенности в развитии Ирана и Афганистана”.
Сходства |
Различия |
Особенности |
1. Слабое экономическое развитие. 2. Развитие нефтяной промышленности. 3. Низкий жизненный уровень населения. 4. Отсутствие политического единства в стране. 5. Высокая активность религиозных течений. 6. Свержение монархических режимов. 7. Государственные перевороты. 8. Слабое демократическое движение. |
1. Попытки экономических реформ в Иране. 2. Ориентация внешней политики Ирана на США. 3. Вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана. 4. Дестабилизация внутреннего положения Афганистана присутствием советских войск. |
1. Сильные позиции движения “Талибан”. 2. Подготовка исламских боевиков на территории Афганистана. 3. Устойчиво нестабильное внутриполитическое положение Афганистана. 4. Длительный политический и территориальный конфликт между Ираном и Ираком. |
5. Защита проектов: “Исламский фундаментализм”; “Движение талибан”.
Вопросы учителя. 1. Чем отличается современный ислам от исламского фундаментализма? 2. Какая связь между исламским фундаментализмом и движением “Талибан”? 3. На что была направлена деятельность организации “Аль-Кайеда”? 4. Кто такой Усама бен Ладен? Что вы о нем знаете?
6. Работа с ДМ.
7. Рефлексия. 1. Главная особенность современного развития Ирана. 2. Причины устойчиво нестабильного развития Афганистана.
8. Домашнее задание: § 28. Опережающее задание: “Курдская проблема”. Сообщения: “Сулейман Демирель — лидер Партии справедливости”; “Тургут Озал и его “турецкая модель”.