География 6 класс - Поурочные планы
Распределение солнечного света и тепла на Земле
Цели урока: сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обуславливающем процессы в атмосфере; об особенности освещенности поясов Земли; выявить причины неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле.
Оборудование: глобус, климатическая карта, физич. карта мира.
Ход урока
I. Орг.момент
II. Проверка домашнего задания (заполнить таблицу).
Сходства |
Различия |
|
Погода |
Климат |
|
Общие показатели: температура, атмосферное давление, атмосферные осадки |
Показатели каждый раз разные |
Средние многолетние показатели |
Пространственная определенность (конкретная территория) |
Очень изменчива |
Относительно устойчив |
Оказывают влияние на человека |
- |
Влияет на другие особенности природы |
III. Изучение нового материала.
Для объяснения нового материала учитель использует глобус и настольную лампу, которая будет «Солнцем».
Чем ниже Солнце над горизонтом, тем ниже температура воздуха.
Самое высокое положение Солнце занимает на небосводе Северного полушария в июне, и в это время там разгар лета. Самое низкое - в декабре, и в это время там зима, большая часть нашей страны покрыта снегом.
Смена времен года происходит потому, что Земля движется вокруг Солнца и земная ось наклонена к плоскости земной орбиты, вследствие чего земной шар обращен в сторону Солнца больше то Северным, то Южным полушарием. Солнце над горизонтом бывает на разной высоте. В теплое время года оно высоко над горизонтом и Земля получает много тепла. В холодное время года Солнце низко над горизонтом, и тепла Земля получает меньше.
Земля за год делает один оборот вокруг Солнца, и при движении вокруг него наклон земной оси остается неизменным.
(Учитель включает настольную лампу и перемещает вокруг нее глобус, сохраняя наклон его оси постоянным.)
Некоторые неправильно считают, что смена времен года происходит потому, что Солнце летом бывает ближе, а зимой -дальше от Земли.
Расстояние от Земли до Солнца на смену времен года не влияет.
В тот момент, когда Земля Северным полюсом как бы «повернулась» к Солнцу, а Южным - «отвернулась» от него, в Северном полушарии лето. Солнце стоит высоко над горизонтом на Северном полюсе и вокруг него, оно круглые сутки не заходит за горизонт. Стоит полярный день. Южнее параллели 66,5° с.ш. (полярный круг) слияние дня и ночи происходит каждые сутки. Обратная картина наблюдается в Южном полушарии. При движении глобуса зафиксировать внимание учащихся на четырех положениях Земли: 22 декабря, 21 марта, 22 июня и 21 сентября. При этом показать границы света и тени, угол падения солнечных лучей на отмеченные флажками параллели.
· Анализ рисунков в тексте параграфа.
Дни |
Северное полушарие |
Южное полушарие |
|
22 нюня |
1) освещено больше; 2) день длиннее ночи; 3) вся приполярная часть в течение суток освещена до параллели 66,50 с. ш. (полярный день); 4) лучи Солнца падают отвесно не 23,50 с. ш. (летнее солнцестояние) |
1) освещено меньше; 2) день короче ночи; 3) вся приполярная часть в течение суток в теня до параллели 66,50 ю. ш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние) |
|
23 сентября |
1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч); 2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (осеннее равноденствие) (весеннее равноденствие) |
||
22 декабря |
1) освещено меньше; 2) день короче ночи; 3) вся приполярная часть в течение суток — в тени до 66,50 с. ш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние) |
1) освещено больше; 2) день длиннее ночи; 3) вся приполярная часть в течение суток освещена до 66,5° ю. ш. (полярный день); 4) лучи Солнца падают отвесно на 23,50 ю. ш. (летнее солнцестояние) |
|
21 марта |
1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч); 2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (весеннее равноденствие) (осеннее равноденствие) |
||
• Пояса освещенности.
Тропики и полярные круги разделяют земную поверхность на пояса освещенности.
Полярные пояса: северный и южный.
Тропический пояс.
Умеренный пояс: северный и южный.
Полярные круги.
Параллели 66,50 с. ш и 66,50 ю. ш называют полярными кругами. Они являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи. На широте 66,50 люди в дни летнего солнцестояния видят Солнце над горизонтом полные сутки, т. е. все 24 ч. Через полгода- все 24 ч полярная ночь.
От полярных кругов по направлению к полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается. Так, на широте 66,50 она равна 1 суткам, на широте 700 - 65 суткам, широте 80° — 134 суткам, на широте 90° (на полюсах) — приблизительно шести месяцам.
На всем пространстве между полярными кругами происходит смена дня и ночи {покажите Северный и Южный полярные круги на глобусе и карте полушарий и пространства, где бывают полярные дни и ночи).
Тропики. Параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш. называются тропическими кругами или просто тропиками. Над каждым из них один раз в год полуденное Солнце бывает в зените, те солнечные лучи падают отвесно.
III. Закрепление материала.
Практическая работа: «Нанесение на контурную карту полярных кругов, тропиков и поясов освещенности России».
Цель работы: формирование представления о годовом движении Земли по орбите вокруг Солнца, о нагреве и освещении Земли, формирование аккуратности при работе с контурными картами.
Оборудование: Атлас по географии для 6-го класса, контурные карты полушарий, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Задание 1
На контурной карте полушарий обозначьте и надпишите:
1. Синим карандашом — полярные круги, красным карандашом — тропики.
2. Редкой штриховкой обозначьте пояса освещенности: тропический пояс — красным карандашом, умеренные — зеленым, полярные — синим
3. Надпишите названия поясов освещенности.
Задание 2
Ответьте на вопросы:
1. Почему на Земле происходит смена времен года?
2. Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяются неравномерно?
3. Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
Задание 3
Схематическим рисунком изобразите положение Земли относительно Солнца 22 декабря.
1. Подумайте, как надо расположить границу света и тени относительно полярных кругов.
2. На чертеже проведите параллель, имеющую широту вашей местности.
3. Синим карандашом обведите те части параллелей, которые находятся в тени.
4. Сделайте вывод о продолжительности дня и ночи на этих параллелях.
IV. Домашнее задание: § 44; задания в тексте учебника.
V. Дополнительный материал (если осталось время на уроке)
Времена года в поэзии. Н. Некрасов
Зима.
Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
А. Пушкин
Весна.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
А. Майков
Лето.
Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля...
А. Пушкин