География 6 класс - Поурочные планы
Климат Земли, факторы его формирования
Цели урока: сформировать понятие «климат», дать представление о факторах его формирования, закрепить знание относительно причины неравномерного распределения солнечного тепла и света на земной поверхности, развивать пространственное представление, воспитывать понимание важности знаний о климате.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: атласы, глобус, климатическая карта, физическая карта полушарий,
Ход урока
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний.
Игра "Найди пару"
Слайд 2
Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами. В каких единицах измеряются показатели каждого из этих приборов?
А. Температура воздуха |
1. Осадкомер |
Б. Атмосферное давление |
2. Флюгер |
В. Сила ветра |
3. Снегомерная рейка |
Г. Влажность воздуха |
4. Барометр |
Д. Толщина снежного покрова |
5. Термометр |
Е. Осадки |
6. Гигрометр |
Блиц-опрос.
· Назовите компоненты погоды.
· Как изменилась бы средняя температура и годовая амплитуда колебаний температуры на Земле, если бы на планете не было океанов?
· На сколько градусов снижается температура воздуха при подъеме на один километр?
· Почему в горах обычно выпадает много осадков?
· Какие постоянные ветры вы знаете?
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
1. Климат и погода. Между ними существует тесная связь, и в то же время они отличаются один от другого. Климат, как взрослый человек, имеет постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных неожиданностей от него не ожидают. Например, климат умеренных широт. Мы знаем, что летом температура будет высокой, а зимой низкой, что зимой выпадет снег, в летом следует ожидать дождей. Все предварительно известно, даже скучно. Но погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.
С погодой и ее показателями вы уже знакомые, теперь наступило время ближе познакомиться с понятием "климат", узнать о формированием климатических условий разных районов Земли. Знание о климате вам понадобятся и в школе, и в последующей практической деятельности.
По собственному опыту вам известно, насколько переменчивой бывает погода. Сегодня в полдень температура воздуха была +12 °С, а ночью она опустилась к +5 °С. Ночью было безветренно, а завтра днем может повеять легкий ветерок и пойти дождь. Погода неодинакова и в разных районах Земли. Но мы можем дать общую характеристику погоде осенью и летом.
2. Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
Климат характеризуют на основе многолетних наблюдений за погодой, указывая температуры, которые преобладают, направления ветров, количество и режим выпадения осадков. Различают жаркий, теплый и холодный, сухой и влажный климат. Климат очень влияет на состояние водоемов, растительный и животный мир, условия существования человека и его практическую деятельность.
Процесс формирования климата является очень сложным, а потому невозможны точные и долгосрочные прогнозы погоды. Большинство ученых считают, что климат творится тремя связанными между собой процессами: обращением тепла, влагообменом и циркуляцией атмосферы.
Теплообмен охватывает все физические процессы, связанные с обменом тепла, начиная от поступления солнечной энергии на земную поверхность, затрат ее на испарение, нагревание почвы и воздуха, к возвращение энергии нагретой Земли в холодный космос.
Влагообмен охватывает испарение воды с поверхности водоемов, перенесение водяного пара, его конденсацию в атмосфере и образование туч, выпадения осадков и возвращения воды обратно в океан.
Циркуляцией атмосферы считают горизонтальные и вертикальные перемещения воздуха, что во многих случаях играют решающую роль в формировании климатического режима.
«Заводятся» все три процесса Солнцем, которое является основным источником энергии для них.
Любой элемент погоды (температура воздуха, давление, ветер, облачность, осадки и т. д.) характеризует один из климатообразующих процессов.
Слайд № 3
Схема формирования климата территории на суше
Слайд № 4
Главным из факторов, который обусловливает особенности развития климатообразующих процессов, является географическая широта. От нее зависит количество солнечной энергии, которая попадает на земную поверхность. Поэтому климат в целом имеет хорошо выраженные широтные отличия от экватора к полюсам.
Слайд № 5
Относительно рельефа, то следует обратить внимание на то, что именно окружающий рельеф определяет особенности климатообразующих процессов. Горные системы могут защищать равнинные территории от проникновения холодного воздуха или не допускать к ним теплого; лишать влаги потоки воздуха, которые переходят через горное пасмо.
Слайд № 6
Влияние абсолютной высоты как фактора климата проявляется в том, что в горах температура с высотой уменьшается приблизительно на 6 °С на каждый километр, а на определенной высоте (высоте снеговой линии) даже летом оказывается ровной нулю. Выше этой линии начинается царство снегов и льда.
Слайд № 7
Влияние отдаленности от океанов связано с тем, что способность воды медленно нагреваться и отдавать тепло, постоянное ее перемешивание обеспечивают нагромождения запасов тепла в океанах. Оно постепенно поступает в атмосферу и воздушными потоками выносится на континенты. Сформированные над океаном воздушные массы, насытившись влагой, которая испаряющаяся из океана, отдают их суше, способствуя этим их увлажнению.
Слайд № 8-9
Океанические течения охлаждают или делают теплее климат территорий, около которых проходят, влияют на распределение атмосферных осадков (теплые течения увеличивают, а холодные уменьшают). На западных побережьях материков, которые омываются холодными течениями, осадков часто так мало, что там образуются пустыни (Атакама, Намиб).
Слайд № 10-13
Характер подстилающей поверхности влияет на величину отражения и поглощения энергии, которую несут солнечные лучи.
Способность отражать солнечную энергию называется альбедо.
Снег – 85 %
Песок – 30 %
Зеленая трава – 26 %
Вода – 5 %
Картографическая лаборатория
Знакомство с климатической картой (легендой карты, изотермами, количеством выпадаемых осадков, максимальной и минимальной температурой, преобладающими ветрами).
V. Закрепление изученного материала.
Географическая лаборатория
Опишите климат точек с координатами 50° с. ш.. 0° д. и 500° с. ш. 140° в. д.
Назовите основной фактор, который вызвал отличия в характеристиках климата этих двух точек.
VΙ. Итоги урока и домашнее задание: § 43.