География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Путешествие по Антарктиде - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Цель
Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды.
Задачи урока
1. Рассмотреть специфику природы и населения материка.
2. Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.
3. Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.
4. Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Уникальность географического положения Антарктиды.
2. Климатические особенности материка.
3. Своеобразие животного и растительного мира материка.
4. Влияние климата на формирование снежного покрова Антарктиды.
5. Специфика населения материка.
Опорные знания
1. Как была открыта Антарктида.
2. В чем особенность природы Антарктиды.
Проблемный вопрос
Может ли быть в Антарктиде жарко?
Вопросы на репродукцию знаний
1. До каких значений опускается температура в Антарктиде?
2. Какие представители животного мира обитают в Антарктиде?
3. Чем занимается человек на материке?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Какое место занимает Антарктида по площади среди всех материков?
2. В чем состоит значение ледников материка для науки?
3. Почему в Антарктиде всегда холодно?
4. Почему животный мир Антарктиды связан с морем?
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
Группировка научно-исследовательских станций, расположенных в Антарктиде, по их государственной принадлежности.
Практическая работа на формирование предметных учебных действий
Составление перечня научно-исследовательских станций.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
• Находить и показывать на карте географические объекты.
• Описывать природные условия материка.
• Объяснять причины разнообразия природных условий на материке.
• Приводить примеры природных рекордсменов материка.
• Проводить простейшую классификацию географических объектов.
• Различать и сравнивать географические объекты.
• Составлять описание природных условий материка.
• Формулировать выводы по тематике урока.
Понятия и термины
Планктон, ледник, пингвин, научно-исследовательская станция.
Географическая номенклатура
Антарктида.
Рекомендации к проведению урока
1. Изучением Антарктиды завершается знакомство пятиклассников с особенностями природы материков Земли. На этом уроке необходимо показать влияние географического положения материка на основные его характеристики. На примере Антарктиды необходимо проследить причинно-следственные связи и закономерности в развитии природы. Следует обратить внимание на то, что самый южный материк является самым холодным. На разрешении этого противоречия можно построить первый этап урока.
2. Так как история открытия и изучения Антарктиды была подробно рассмотрена в разделе “История географических открытий”, то большого внимания рассмотрению этого вопроса уделять не следует. Обучающимся можно предложить путевой лист — один из вариантов технологической карты, при заполнении которого они отвечают на вопросы о природе этого континента, используя текст учебника и карты атласа. Закрепление полученных знаний можно провести в форме викторины или командной игры “Брейн-ринг”.
3. На третьем этапе урока следует напомнить школьникам, что Антарктида — это материк науки и мира. Здесь можно познакомить учеников с полярными антарктическими станциями России и других государств, на которых ведутся современные научные исследования. Некоторые тайны этого ледового континента можно и раскрыть ребятам (например, обнаружение российскими учеными подледного озера).
4. Один из вариантов проведения урока — совместное составление простого плана “В чем особенности природы Антарктиды”. В ходе работы с текстом учебника и дополнительными источниками информации обучающиеся знакомятся с основными характеристиками природы материка. Отработка навыков обобщения тематической информации при составлении плана в дальнейшем станет одним из главных элементов самостоятельной работы учащихся.
5. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.
6. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.
Рекомендации к выполнению практического задания
Группировка научно-исследовательских станций, расположенных в Антарктиде, по их государственной принадлежности осуществляется на основе содержания карт атласа. При выполнении задания отрабатывается навык проведения классификации объектов по заданному признаку. Особое внимание следует обратить на обозначение принадлежности научно-исследовательских станций странам. Для этого используются флаги государств. В качестве дополнительного материала для работы может быть использован подготовленный список стран с указанием флагов. Для мотивированных обучающихся задание может быть усложнено за счет распределения стран по материкам.
Рекомендации к выполнению практической работы
Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе карт атласа. Усложнением работы является их перечисление в алфавитном порядке. При выполнении данной работы отрабатывается навык распределения объектов по заданному рангу.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
А |
1 |
Б |
2 |
Б |
2 |
В |
3 |
Б |
3 |
В |
4 |
А |
4 |
В |
5 |
В |
5 |
г |
6 |
В |
6 |
Б |
7 |
Б |
7 |
В |
8 |
В |
8 |
БГД |
9 |
АБДЖ |
9 |
ВГ |
10 |
1 Б 2 В 3 А |
10 |
АБГД |