География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Открытие Южного материка - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Цель
Формирование представлений об открытии Австралии.
Задачи урока
1. Рассмотреть причины и следствия экспедиций, направленных на открытие Австралии.
2. Рассмотреть причины путешествий голландских и английских мореплавателей.
3. Познакомить обучающихся с ходом экспедиций Абеля Тасмана и Джеймса Кука.
4. Раскрыть практическое значение экспедиций.
5. Сформировать представление об общечеловеческом значении результатов экспедиций, направленных на освоение Австралии.
6. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Что такое Неизвестная Южная Земля.
2. Неизвестная Австралия.
3. Первооткрыватели Австралии.
4. Особенности открытия материка Австралия.
Опорные знания
1. Эпоха Великих географических открытий: периодизация, персоналии.
2. Причины и следствия географических открытий.
Проблемный вопрос
Почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель?
Вопросы на репродукцию знаний
1. В чем состоит заслуга испанских моряков в поисках Южного материка?
2. Как голландцы назвали новый материк?
3. Почему длительное время открытие нового материка оставалось тайной?
4. Какие цели ставились перед кругосветным плаванием под руководством Джеймса Кука?
5. Каких необычных животных увидел Джеймс Кук на новом материке?
6. Откуда происходит название “кенгуру”?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Что означает в названиях географических объектов слово “земля”?
2. Какие выгоды хотели получить голландцы от тайного владения новым материком?
3. Почему для английского кругосветного плавания на должность капитана был выбран Джеймс Кук?
4. Почему англичане назвали новый материк Австралией?
5. Почему первооткрывателем Австралии считают Джеймса Кука?
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
Определение по картам атласа особенностей географического положения материка, неизвестного во времена Джеймса Кука.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.
• Использовать текстовый и картографический источники географической информации для анализа тематического содержания.
• Описывать по картам маршруты путешествий.
• Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях.
• Приводить примеры географических объектов, показывать и обозначать их на карте.
• Проводить простейшую классификацию географических объектов.
• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
• Составлять описания путешествий с использованием разных источников географической информации.
• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.
Понятия и термины
Кенгуру.
Географическая номенклатура
Неизвестная Южная Земля, Новая Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Великобритания, Австралия.
Персоналии
Луис Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук.
Рекомендации к проведению урока
1. Начальную часть урока лучше построить через разбор понятия Неизвестная Южная Земля. Для визуализации образа данной территории можно воспользоваться рис. 42 учебника или дополнительными картографическими источниками.
2. Урок целесообразно разбить на две тематические части: первая — изучение вклада голландских мореплавателей в освоение территорий, относящихся к Неизвестной Южной Земле; вторая — изучение путешествий Джеймса Кука. Тематической связью между данными двумя частями может служить проблемный вопрос к параграфу.
3. Для ответа на проблемный вопрос учителю необходимо воспользоваться текстом учебника или составить подборку дополнительных исторических фактов по колонизации территории Земли в период XVI—XVII веков. Использование исторических фактов позволит осознать причину, по которой голландцы скрывали открытие материка Австралия.
4. При рассмотрении роли Джеймса Кука в открытии Австралии необходимо сопоставить характер его исследований с деятельностью голландских первооткрывателей.
5. Тематическим итогом урока может служить выполнение практического задания параграфа в совокупности с поиском ответа на вопрос “Почему Австралия оставалась длительное время неоткрытым материком?”.
6. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.
7. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.
Рекомендации к выполнению практического задания
Для выполнения задания необходимо воспользоваться физической картой мира, картой важнейших путешествий и географических открытий. Стоит обратить особое внимание обучающихся на то, что выполнение задания связано с сопоставлением дат путешествий Джеймса Кука и дат важнейших географических открытий. Описание географического положения Австралии можно вести по следующему плану:
• название материка;
• положение относительно условных линий на карте: экватора, нулевого меридиана, 180-го меридиана;
• положение в полушариях Земли;
• положение материка относительно океанов, его омывающих;
• положение материка относительно других материков Земли. По результатам описания целесообразно составить графический опорный конспект.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
Б |
2 |
А |
2 |
В |
3 |
В |
3 |
А |
4 |
Б |
4 |
А |
5 |
Б |
5 |
А |
6 |
В |
6 |
Б |
7 |
Б |
7 |
В |
8 |
А |
8 |
АВ |
9 |
БГ |
9 |
ВБА |