География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Первое кругосветное плавание - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ
Цель
Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия.
Задачи урока
1. Рассмотреть причины путешествия Фернана Магеллана.
2. Познакомить обучающихся с ходом экспедиции Фернана Магеллана.
3. Раскрыть практическое значение экспедиции.
4. Сформировать представление об общечеловеческом значении результатов экспедиции Фернана Магеллана.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Путешественники, совершившие первое кругосветное плавание.
2. Причины организации первого кругосветного плавания.
3. Практическое значение первого кругосветного плавания.
Опорные знания
1. Представления о форме и размерах Земли начала XVI века.
2. Ученые, выдвигавшие гипотезы о формах и размерах Земли.
Проблемный вопрос
Почему Фернана Магеллана считают мореплавателем, первым совершившим кругосветное плавание?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Почему Фернан Магеллан отправился в свое путешествие?
2. Почему португальский король отказался от предложения Ф. Магеллана?
3. В каком году началось путешествие Ф. Магеллана?
4. Как в Средние века называли Тихий океан?
5. Как Магеллан назвал пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны?
6. Сколько лет продолжалось первое кругосветное плавание?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. В чем состоял замысел путешествия Фернана Магеллана?
2. Почему Южное море Магеллан назвал Тихим океаном?
3. Почему Магеллан решил, что достиг берегов Азии?
4. Совершил ли Магеллан кругосветное плавание?
5. Что общего в путешествии Колумба и путешествии Магеллана?
Практические задания на закрепление теоретических знаний
1. Определение по картам атласа возможности совершения кругосветного путешествия по суше.
2. Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Определение по картам атласа участков суши, разделяемых данным проливом. Определение пролива, соединяющего названные океаны.
Практическая работа на формирование учебных действий
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.
• Использовать текстовый и картографический источники географической информации для анализа тематического содержания.
• Описывать по картам маршруты путешествий.
• Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях.
• Приводить примеры географических объектов, показывать и обозначать их на карте.
• Проводить простейшую классификацию географических объектов.
• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
• Составлять описания путешествий с использованием разных источников географической информации.
• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.
Понятия и термины
Кругосветное плавание (путешествие).
Географическая номенклатура
Карибское море, Северная и Центральная Америка, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море (Тихий океан), пролив Всех Святых (Магелланов пролив), Филиппинские острова.
Персоналии
Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано.
Рекомендации к проведению урока
1. Урок целесообразно начать с постановки проблемного вопроса, сразу указав на то, что дата смерти Фернана Магеллана приходится на период проведения экспедиции.
2. Описание процесса подготовки и проведения путешествия следует начать с напоминания о царящих в тот период времени знаниях о форме и размерах Земли, особо упомянув, что проведение кругосветного плавания послужило бы прямым доказательством шарообразности планеты. Стоит затронуть вопрос о цели путешествия, которая не являлась научной, а имела практическое торговое и политическое значение.
3. Итогом урока может служить подборка положительных и отрицательных следствий экспедиции Фернана Магеллана. В качестве источников информации могут быть дополнительные ресурсы на бумажном или электронном носителе.
4. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.
5. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.
Рекомендации к выполнению практических заданий
1. Для выполнения задания необходимо воспользоваться физической картой мира. Обучающимся необходимо проанализировать картографическую информацию на предмет единства и непрерывности суши. Особо следует отметить, что понятие “кругосветное путешествие” можно рассматривать с точки зрения пересечения всех меридианов. В этом случае совершение кругосветного путешествия возможно по территории Антарктиды. Если вопрос привязывать к посещению всех материков, то совершение кругосветного путешествия невозможно. По итогам работы формулируется вывод по теме задания. Дополнительно учитель может предложить школьникам найти и выписать в тетрадь объекты Мирового океана, разделяющие наиболее приближенные друг к другу участки суши.
2. Для выполнения задания можно воспользоваться физической картой мира, картой океанов или физической картой Южной Америки. В качестве результата выполнения работы может быть предложена схема положения объектов следующего вида:
Рекомендации к выполнению практической работы
Работа на контурной карте осуществляется только карандашами. Названия географических объектов одного вида наносятся одинаковым по размеру и цвету шрифтом. Маршрут путешествия обозначается линией, указывающей направление движения. Над линией маршрута указывается дата. Названия географических объектов не должны выходить за их контуры. При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура объекта используется цифровое обозначение, которое расшифровывается в легенде карты. Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются. На контурной карте должны быть обозначены объекты, указанные в разделе “Географическая номенклатура” данного пособия и относящиеся к периоду протекания всего путешествия: до и после гибели Фернана Магеллана.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
Б |
2 |
В |
2 |
А |
3 |
А |
3 |
В |
4 |
Б |
4 |
Б |
5 |
Б |
5 |
В |
6 |
А |
6 |
Б |
7 |
Б |
7 |
А |
8 |
БАБ |
8 |
АГВДБ |
9 |
1 Б 2 В 3 А |