Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Саморазвитие экосистемы - ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Задача урока: сформировать у учащихся знания о закономерностях изменения экосистем во времени; о явлении экологической сукцессии, его природе и механизмах; о стадиях сукцессионных изменений; о значении знаний о сукцессиях для человека.
Ход урока
Оргмомент урока
Проверка знаний
1. Ответы учащихся у доски:
1) Характеристика потоков энергии и вещества в экосистемах.
2) Количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям.
3) Характеристика пирамид численности и биомассы.
2. Проверка умений составлять схемы пищевых цепей в сообществах. (Работа трех-четырех учеников с дидактическими карточками и последующим обсуждением.)
3. Фронтальная беседа по вопросам:
1) Какому правилу подчиняется изменение скорости потока энергии по пищевой цепи?
2) В чем заключена энергия, передаваемая с одного трофического уровня на другой?
3) Является ли непрерывный приток вещества извне необходимым условием функционирования экосистемы?
Изучение нового материала
1. Экологическая сукцессия и ее природа. (Объяснение учителя.)
2. Стадии сукцессии. Сукцессии первичная и вторичная. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
3. Значение сукцессии. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
Закрепление материала
Фронтальная беседа по вопросам:
1) Что такое сукцессия?
2) В чем отличия между первичной и вторичной сукцессиями?
3) Почему для человека важны знания о механизме сукцессионных изменений?
Задание на дом
Изучить § 5.5 «Саморазвитие экосистемы», ответить на вопросы в конце параграфа, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку.
Итоги урока