Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Потоки вещества и энергии в экосистеме - ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Задача урока: сформировать у учащихся знания о вещественно-энергетических связях в экосистемах; об источниках и эффективности использования поступающей в экосистему энергии; о количественных изменениях энергии, переносимой по пищевой цепи; о пирамидах численности и биомассы организмов.
Ход урока
Оргмомент урока
Проверка знаний
1. Ответы учащихся у доски:
1) Видовое разнообразие и его значение для сообщества.
2) Роль морфологической и пространственной структуры в функционировании сообщества.
3) Характеристика трофической структуры сообщества.
2. Проверка умений составлять схемы пищевых цепей в сообществах. (Работа трех-четырех учеников по дидактическим карточкам с последующим обсуждением.)
3. Пока учащиеся составляют схемы и готовятся к ответу с остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос-беседа по вопросам:
1) В чем отличие автотрофных организмов от гетеротрофных?
2) Почему автотрофы называются продуцентами?
3) Что общего и в чем отличие консументов от редуцентов?
4) Почему различные организмы занимают разные трофические уровни?
Изучение нового материала
1. Потоки вещества и энергии в сообществе. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
2. Количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. (Объяснение учителя.)
3. Пирамиды численности и биомассы. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 64 учебника.)
Закрепление материала
Фронтальная беседа по вопросам:
1) В чем различие между потоком вещества и потоком энергии в сообществе?
2) Почему в пищевой цепи, как правило, не бывает больше 3—5 трофических уровней?
3) Что такое пирамиды численности и биомассы? Почему для водных экосистем характерна перевернутая пирамида биомассы?
Задание на дом
Изучить § 5.3 «Потоки вещества и энергии в экосистеме», ответить на вопросы в конце параграфа.
Итоги урока