Потоки вещества и энергии в экосистеме - ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику

Потоки вещества и энергии в экосистеме - ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы

Задача урока: сформировать у учащихся знания о вещественно-энергетических связях в экосистемах; об источниках и эффективности использования поступающей в экосистему энергии; о количественных изменениях энергии, переносимой по пищевой цепи; о пирамидах численности и биомассы организмов.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Ответы учащихся у доски:

1) Видовое разнообразие и его значение для сообщества.

2) Роль морфологической и пространственной структуры в функционировании сообщества.

3) Характеристика трофической структуры сообщества.

2. Проверка умений составлять схемы пищевых цепей в сообществах. (Работа трех-четырех учеников по дидактическим карточкам с последующим обсуждением.)

3. Пока учащиеся составляют схемы и готовятся к ответу с остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос-беседа по вопросам:

1) В чем отличие автотрофных организмов от гетеротрофных?

2) Почему автотрофы называются продуцентами?

3) Что общего и в чем отличие консументов от редуцентов?

4) Почему различные организмы занимают разные трофические уровни?


Изучение нового материала

1. Потоки вещества и энергии в сообществе. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

2. Количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. (Объяснение учителя.)

3. Пирамиды численности и биомассы. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 64 учебника.)


Закрепление материала

Фронтальная беседа по вопросам:

1) В чем различие между потоком вещества и потоком энергии в сообществе?

2) Почему в пищевой цепи, как правило, не бывает больше 3—5 трофических уровней?

3) Что такое пирамиды численности и биомассы? Почему для водных экосистем характерна перевернутая пирамида биомассы?


Задание на дом

Изучить § 5.3 «Потоки вещества и энергии в экосистеме», ответить на вопросы в конце параграфа.


Итоги урока






Для любых предложений по сайту: [email protected]