ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Педагогическая цель

Создать условия для изучения истории развития знаний о строении и функциях организма человека и становлении наук анатомии и физиологии

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметныерезультаты

Обучающийся будет знать основные науки, изучающие организм человека, его строение, процессы жизнедеятельности; научится характеризовать основные этапы становления наук о человеке; называть этапы развития знаний о строении и функциях организма человека

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Метапредметные универсальные учебные действия

(УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Анатомия, наблюдение, анализ, микроскопия, ЭКГ

Оборудование

Портреты ученых, ЭОР по теме урока

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

Проводит биологический диктант “Науки, изучающие человека” (см. Ресурсный материал к уроку).

Контролирует правильность ответов обучающихся

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, взаимоконтроль, сравнивают ответы

Вопросы учителя,самостоятельнаяработа

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Человек с древних времен и на протяжении многих веков находится в центре внимания мыслителей и ученых. Человечество всегда интересовал внутренний мир, процессы, происходящие в самом человеке. Процесс познания человека продолжается и по сегодняшний день, так как много загадок еще не раскрыто.

Сегодня мы рассмотрим, как развивалось изучение организма человека. У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, к строению, функциям отдельных органов. Опыты врачевания наблюдались и у древних представителей линии человека. Ископаемые останки неандертальцев свидетельствуют о том, что уже они проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. У многих скелетов ископаемых форм ученые наблюдали места срастания костей. Это свидетельствует о том, что уже в древности наши предки заботились о том, чтобы переломанные кости срослись. Возможно, они могли накладывать простейшую шину. Первобытные люди могли также обрабатывать раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей тела животных. Они применяли природные опьяняющие и наркотические средства в качестве обезболивающих. Все это свидетельствуют о том, что уже у предков современного человека накопились определенные знания о строении человеческого организма. Истоки же возникновения медицины следует искать в античном искусстве врачевания, которое суммировало опыт предшествующих тысячелетий. Интерес к анатомии и физиологии диктовался потребностью разобраться в человеческих страданиях и, по возможности, облегчить их

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует самостоятельную работу с учебником.

- Для того чтобы рассмотреть историю изучения человека и становление биологии как науки, мы с вами заполним таблицу.

РАЗВИТИЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

Ученый

Вклад в развитие





Контролирует выполнение работы. Осуществляет коллективную проверку выполнения упражнения

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

- Работы каких античных ученых внесли наибольший вклад в развитие первоначальных представлений о человеке? (Работы Гиппократа, Аристотеля.)

- Назовите отечественных ученых, внесших вклад в науки, изучающие человека. (Пирогов, Лесгафт, Зернов, Воробьев.)

- Кого из ученых можно считать основателем динамической анатомии? (Леонардо да Винчи.)

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

Вопросы на закрепление

V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Что из изученного сегодня вас особо заинтересовало?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 21-26.

Дополнительно: подготовить сообщения по темам: “История изучения человека”, “Великие анатомы и физиологи”

Записывают задание

Читают задание, задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Биологический диктант “Науки, изучающие человека”

Вариант I

Вариант II

1. Гигиена - это ...

1. Физиология - это ...

2. Анатомия - это ...

2. Гистология - это ...

3. Цитология - это ...

3. Анатомия - это ...

4. Здоровье - это ...

4. Изучение строения организма человека необходимо для ...

Ответы на биологический диктант “Науки, изучающие человека”:

Вариант I

Вариант II

1. Гигиена - это раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья.

2. Анатомия - это наука о строении организма и его органов.

3. Цитология - это наука о строении клетки, ее органоидов.

4. Здоровье - это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления всех видов деятельности, в том числе труда, создания семьи, рождения и воспитания детей

1. Физиология - это наука о жизненных функциях организма и его органов.

2. Гистология - это наука о строении и особенностях тканей.

3. Анатомия - это наука о строении организма и его органов.

4. Науки о человеке помогают нам лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. Необходимо знать о строении организма человека для того, чтобы эти знания применять для сохранения своего здоровья и здоровья других людей

РАЗВИТИЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Ученый

Вклад в развитие

Гераклит

Он считал, что мир непрерывно меняется и что организмы развиваются по законам природы

Аристотель

Сравнивал органы животных и человека. Ввел термин “организм”

Гиппократ

Описал органы человека и сравнил с аналогичными у животных; создал сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах), трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье). Отвергал божественное происхождение человека

Клавдий Гален

Проводил опыты на животных, испытывал на них действие лекарственных веществ. Доказал, что у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух). Подробно изучил строение органов обезьяны и сделал вывод, что человек устроен сходным образом. В течение четырнадцати столетий его работы были основой медицинских знаний в Европе и на Ближнем Востоке

Леонардо да Винчи

На своих рисунках впервые изображал различные органы. Описал строение скелета человека. Классифицировал мышцы

Андреас Везалий

Основатель современной анатомии. На лекциях производил рассечение трупов. Точно описал и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет. Описал клапаны сердца. Впервые привел все знания об организме человека в систему

Уильям Гарвей

Основатель современной физиологии. Открыл два круга кровообращения. Исследовал физиологические функции при помощи экспериментальных методов

Чарлз Дарвин

Создатель теории эволюции

Н. И. Пирогов

Применил распиливание замороженных трупов для точного определения расположения внутренних органов и тканей. Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки. Основатель военно-полевой хирургии

И. М. Сеченов

“Отец” русской физиологии. Автор работы “Рефлексы головного мозга”, в которой привел объяснения психической деятельности человека

И. П. Павлов

Подтверждение теории Сеченова экспериментально

И. И. Мечников, Э. Дженнер, Луи Пастер

Основоположники иммунологии. Мечникову принадлежит приоритет в открытии фагоцитоза. Изобрели первую вакцину. Ввели процедуры вакцинации, прививки






Для любых предложений по сайту: [email protected]