ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений об основных науках, изучающих строение, процессы жизнедеятельности человека: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии; способствовать пониманию роли этих наук в мире, формированию информационной компетентности |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся будет знать основные науки, изучающие человека, его строение, процессы жизнедеятельности; научится характеризовать основные науки, изучающие человека |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; доброжелательное отношение к мнению другого человека |
Мета предметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Анатомия, физиология, гигиена, цитология, гистология, антропология |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Науки, изучающие человека. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный и фронтальный контроль. - Назовите основные признаки, на основе которых ученые выделяют людей в несколько рас. (Цвет и структура волос, цвет кожи, разрез глаз, форма носа, наличие волос на лице.) - Дайте характеристику понятию “раса”. (Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физиологических признаков.) - Какие крупные расы выделяют ученые? (Евразийская, азиатско-американская, экваториальная.) - Какими признаками отличаются представители экваториальной расы? (У представителей экваториальной расы темная кожа. На голове имеются волнистые или курчавые черные волосы. Лицо может быть, как узким, так и широким, широкий приплюснутый нос, толстые губы, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо.) - Выделите причины образования разных рас. (Климатические факторы, место обитания, изоляция людей разных рас) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Формулирование темы и постановка задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. На слайде презентации - слово “здоровье”. - Здоровье. Что для вас означает быть здоровым? (Не болеть; чувствовать себя хорошо; быть счастливым; успевать делать все дела и не уставать; всегда быть в хорошем настроении и т. д.) - Здоровье - одна из важнейших составляющих человеческого счастья. Здоровье - это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления планов, труда, создания семьи, рождения и воспитания детей. С точки зрения биологии у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде. Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. - Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? (Для того чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы; что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.) - Верно, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока |
Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Осуществляют взаимоконтроль Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия в работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены (бережное отношение к здоровью). - Биологические науки, изучающие строение человека и процессы, происходящие в нем, - анатомия и физиология. Существуют также биосоциальные науки - гигиена и психология. Они помогут вам лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. При изучении данных наук вы сможете найти ответы на многие вопросы. Например, для чего необходимы активные двигательные упражнения и к чему может привести малоактивный образ жизни; почему нашему организму требуется нормальный сон; и многое другое. Анатомия - наука о строении организма и его органов. Физиология - наука о жизненных функциях организма и его органов. Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья. - Главная потребность человека - сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм. Мы должны знать, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь, быть здоровым. В этом году вы также познакомитесь с такими науками, как цитология и гистология. Цитология - наука, которая изучает строение клеток, их органоидов. Гистология - наука о строении, функционировании и особенностях тканей |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Читают текст учебника, записывают определения. Записывают определения |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
Беседа “Методы изучения строения человека” |
Объясняет новый материал, используя ЭОР, и сопровождает рассказ иллюстрациями. - Для каждой науки характерны свои методы изучения. Мы с вами рассмотрим основные, имеющие наибольшее значение, применение которых актуально и сегодня. В предыдущих классах вы уже изучали строение микроскопа. Как называется метод, при котором используют микроскоп? (Микроскопия.) - Совершенно правильно, а теперь подумайте, в каких науках ученые используют метод микроскопии? (В цитологии и гистологии.) - Многие из вас хотя бы раз проходили медицинский осмотр - либо перед поступлением в школу, либо в качестве допуска к тренировкам или же для справки в бассейн. При поступлении на работу тоже необходимо проходить медосмотр. Думаю, что многие из вас смогут назвать несколько методов, которые также используются для изучения организма человека. (Электрокардиография (изучает биотоки сердца), флюорография, УЗИ, рентген.) - Все эти методы позволяют более точно узнать о строении организма человека, обнаружить заболевание, если оно есть, и вовремя начать лечение. Надеюсь, что теперь у вас сформировалось более точное представление о том, что необходимо знать о строении тела человека. Более подробно о методах, с помощью которых изучают строение тела и процессы, Происходящие в организме человека, мы поговорим на следующих уроках |
Выдвигают гипотезы, используя свой жизненный опыт |
Систематизируют информацию; применяют навыки обучения |
Вопросы учителя |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальный опрос |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения мер по сохранению здоровья. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между наукой и предметом ее изучения. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. - Выполните задание на карточке: вам необходимо соотнести названия наук и то, что они изучают. На выполнение у вас пять минут. (См. Ресурсный материал к уроку.) Учитель контролирует правильность выполнение работы. - Что изучают анатомия, физиология, гистология и гигиена? (Анатомия - наука о строении организма и его органов. Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов. Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья. Гистология - наука о строении, функционировании и особенностях тканей.) - Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? (Эти науки помогут нам лучше понять физиологические процессы, происходящие в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом. Необходимо знать о строении организма человека для того, чтобы эти знания применять для сохранения своего здоровья и здоровья других людей.) |
Решают задание на соответствие |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений |
Вопросы учителя |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющаябеседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Перечитать записи по тетради; знать науки, изучающие человека. Дополнительно: подготовить сообщение по теме “Науки, изучающие человека” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Карточка “Науки и предмет их изучения”
- Соотнесите названия наук и предмет их изучения:
Предмет изучения |
Наука |
A) Перед сном необходимо проветривать помещение. Б) Кровь и костная ткань являются видами соединительной ткани. B) В клетках мышечной ткани много ядер. Г) В процессе дыхания расходуется кислород, а из организма человека удаляется углекислый газ. Д) Скелет человека состоит из более чем 200 костей. Е) Основная функция эпителиальной ткани - защита организма от внешних воздействий и проникновения микроорганизмов. Ж) Сердце - это мышечный орган, благодаря которому происходит движении крови по сосудам. И) Пища должна быть сбалансирована и содержать необходимое количество витаминов. К) В процессе переваривания пищи участвуют пищеварительные соки, которые образуются в железах. Л) Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга |
1. Цитология. 2. Гистология. 3. Анатомия. 4. Физиология. 5. Гигиена |
- Запишите цифры под соответствующими буквами:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
И |
К |
Л |
Ответы:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
И |
К |
Л |
5 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
3 |
5 |
4 |
3 |