ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования у обучающихся представлений о происхождении человека; способствовать ознакомлению с этапами становления человека; помочь раскрыть значение условий обитания в процессе эволюции человека

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать биологические и социальные факторы антропогенеза, основные этапы эволюции человека; научится приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке; анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас, характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета

Метапредметные универсальные учебные действия

(УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Антропогенез, дриопитеки, австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы, современный человек

Оборудование

Модель “Происхождение человека”, модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека

Образовательные ресурсы

Разработка урока по теме “Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза”. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/ library/razrabotka-uroka-po-teme-proishozhdenie-cheloveka-faktory-i-etapy

Презентация по теме “Происхождение человека. Этапы его становления”. - Режим доступа: http://www.myshared.ni/slide/113060/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел “Эволюция человека”. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/ rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81743/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль


осуществляемые действия

формируемые

умения


I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. Проводит тестирование по теме “Место человека в системе органического мира” (см. Ресурсный материал к уроку).

Контролируют правильность ответов обучающихся.

- Вспомните систематическое положение человека. (Царство Животные, подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Гоминиды, род Человек, вид Человек разумный.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ, сравнение, выбирают верный ответ из предложенных

Вопросы учителя,тестирование


II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

- История формирования представлений о происхождении человека уходит в глубокую древность. До наших дней дошли сведения о том, что у многих народов существовали мифы о сотворении человека богами. В шумерских глиняных табличках - памятниках древнейшей письменности - написано, что первые люди были слеплены богами из глины. Позднее эти мифы были заимствованы другими народами - жителями Вавилона, Египта, Греции - и нашли свое отражение в Библии. Научные же основы решения проблемы происхождения человека были заложены еще учеными античного мира. Что особенно волновало этих ученых? То же, что волнует ученых сегодня. К каким выводам они смогли прийти на основе своих наблюдений, раскопок и открытий? Обо всем этом мы постараемся узнать сегодня на уроке.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта.

Осуществляют взаимоконтроль

Вопросы учителя и устные ответы


III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия в работе с информацией

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология. Сегодня мы с вами прикоснемся к загадкам становления и эволюции рода Человек.

В 1735 году в работе “Система природы” Карл Линней впервые дал научное описание вида Человек разумный. Хотя Линней и поместил человека в отряд Приматы, он считал, что человек был создан Творцом (то есть Богом).

Первым, кто установил родство человека с человекообразными обезьянами, был Жан Баттист Ламарк. В своей антропогенной гипотезе Ламарк высказал предположение о том, что предком человека является шимпанзе. В пользу своей теории Ламарк не смог привести убедительные доказательства, поэтому его гипотеза не была принята научным миром.

Антропогенез - это процесс формирования анатомического типа человека, развития его трудовой деятельности, речи, общественных отношений.

Убедительные доказательства и научно сформированную теорию происхождения человека смог описать в своей книге “Происхождение человека” великий ученый-эволюционист. Я думаю, что вы без затруднений сможете назвать его имя. (Чарлз Дарвин.)

- Именно Ч. Дарвин высказал мысль о том, что человек имеет общих далеких предков с современными человекообразными обезьянами. Какие анатомические доказательства он смог привести в пользу своей теории? (Пятипалая конечность, большой палец противопоставлен остальным, плоские ногти. Сходство во внутреннем строении органов, наличие мимической мускулатуры.)

- Кроме этого, Дарвин показал, что многие эмоции человек и животные выражают сходным образом. Конечно же, в свое время теория Дарвина вызвала большой резонанс. Научные споры велись десятилетиями и ведутся до сих пор. У теории Дарвина было и есть много противников, но не меньше и сторонников.

Самое главное - Дарвин положил начало развитию научных взглядов на вопрос о происхождении человека.

Ученым было сложно выявить точные данные об этапах эволюции человека. Точное установление степени родства возможно только благодаря анализу молекул ДНК, которые в останках костей ископаемых форм не сохранились. Анализируя формы жизни, местообитания предков человека и его ближайших родственников, ученые приходили к определенным выводам и относили те или иные ископаемые останки к разным эволюционным линиям. На сегодняшний день еще не удалось точно восстановить ход эволюции человека. Но частично проследить, что же происходило с предками человека, как изменялся их облик, строение, можно на основе того, что на сегодняшний день уже известно ученым. Предлагаю вам проследить этапы становления человека. Для этого заполните таблицу

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Читают текст учебника.

Формулируют ответы на основе прочитанного текста, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию. Применяют умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)


Работа по таблице “Этапы эволюции человека”

Учитель организует работу обучающихся с учебником, ЭОР, дополнительной литературой. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения упражнения, (см. Ресурсный материал к уроку).

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Заполняют таблицу. Работают по учебнику

Выполняют задания в соответствии с поставленной целью. Используют различные приемы работы с информацией. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно- следственные связи


Ископаемая

группа

Примерное время существования, место обитания

Особенности строения и жизнедеятельности








- На эволюцию человека, как и на эволюцию всего живого, влияли биологические факторы. К таким факторам относятся климатические условия, тип пищи, необходимость приспосабливаться к окружающим условиями среды. Но современный человек является не только биологическим существом, но и существом социальным. Существование в окружении других людей способствовало формированию у человека членораздельной речи, а затем и письма. Это позволило людям общаться и передавать накопленный опыт друг другу и из поколения в поколение. Трудовая деятельность повлияла также на эволюционный процесс и формирование современного человека. Человек научился не только использовать простейшие орудия труда, но и изготавливать их





IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальный опрос

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Какие общие черты можно выявить у человека и человекообразных обезьян? (Пятипалая конечность, большой палец противопоставлен остальным, плоские ногти. Сходство во внутреннем строении органов, наличие мимической мускулатуры, сходное строение белков.)

- Какие этапы становления можно выделить в эволюции человека? (Питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.)

- Что указывает на более высокий уровень организации кроманьонцев по сравнению с древними людьми? (Больший объем головного мозга, имели высокий свод черепа, изготавливали сложные орудия труда, приручат и разводили животных.)

Отвечают на поставленные вопросы, закрепляют изученный материал

Осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Вопросы учителя


V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Владеют межличностной коммуникацией, ведут диалог и участвуют в дискуссии

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 12-17, устно ответить на вопросы 3-6. Дополнительно: создать презентацию по теме “Расы человека”

Записывают задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Работают с программой Power Point; осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Тест по теме “Место человека в системе органического мира”

Вариант I

Вариант II

При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. В отличие от млекопитающих животных у человека развиты(-о):

1) абстрактное мышление;

2) спинной мозг, органы чувств;

3) забота о потомстве;

4) большие полушария головного мозга.

2. У человека как представителя класса Млекопитающие имее(ю)тся:

1) S-образный позвоночник;

2) сросшиеся кости таза;

3) хорошо развитые кости пальцев рук;

4) сальные и млечные железы.

3. Человек, в отличие от других представителей позвоночных животных:

1) не имеет пяти отделов головного мозга;

2) имеет хорошо развитые органы чувств, особенно орган зрения;

3) создает и использует сложные орудия труда;

4) не имеет хорды в эмбриональном развитии.

4. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, - это:

1) рудименты;

2) атавизмы;

3) кости таза и кисти;

4) рудименты и атавизмы.

5. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

1) 10;

2) 7;

3) 12;

4) 5.

6. Биохимический анализ крови и анализ молекул ДНК человека и животных показали родство человека:

1) и парнокопытных;

2) приматов;

3) сумчатых;

4) хордовых

При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

1. Рудиментами человека являются:

1) хвостовые позвонки;

2) наружное ухо;

3) диафрагма;

4) тазовые кости.

2. Выберите признак, по которому систематик смог бы отнести человека к классу Млекопитающие.

1) Легочное дыхание;

2) два круга кровообращения;

3) головной мозг, состоящий из пяти отделов;

4) разделение зубов на резцы, клыки и коренные.

3. У человека, в отличие от других представителей класса Млекопитающие, в процессе эволюции сформировались навыки:

1) передачи сигналов с помощью жестов;

2) восприятия сигналов, исходящих из внешней среды;

3) добычи и использования огня;

4) взаимодействия в группе.

4. На основе каких фактов подтверждается родство человека и животных?

1) Общий план строения;

2) прямохождение;

3) особенности размножения и кормление молоком;

4) сходство эмоций.

5. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

1) разделение нервной системы на спинной и головной мозг;

2) четырехкамерное сердце;

3) наличие млечных желез и вскармливание детенышей молоком;

4) постоянная температура тела.

6. В отличие от млекопитающих животных у человека развиты(-о):

1) речь, сознание;

2) спинной мозг, органы чувств;

3) забота о потомстве;

4) спинной мозг

Ответы к таблице:

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Ископаемая группа

Примерное время существования, место обитания

Особенности строения и жизнедеятельности

Дриопитеки

12-9 млн лет назад, в Восточной Африке и Евразии

Из ископаемых останков мало что сохранилось. Дали начало двум линиям - понгидам и гоминидам

Рамапитеки

От 12,5 до 8,5 млн лет назад, на территории современной Индии, Восточной Европы, Восточной Африки

Между резцами и коренными зубами появились клыки; питались семенами, листьями, стеблями растений

Австралопитек

От 5,5 до 1 млн лет назад. Южная и восточная Азия и Африка

Рост 120-140 см, объем мозга 500-600 см3. Ходили на двух ногах, жили среди скал

Человек умелый

От 5,5 до 1 млн лет назад

Объем мозга 550-1100 см3. Стопа имела свод, большой палец ноги был противопоставлен остальным. Держал и использовал орудия труда

Древнейшие люди (ученые объединяют всех под одним видом - Человек прямоходящий):

1) питекантроп;

2) синантроп

От 1млн до 400 тыс. лет назад; Африка, о. Ява, Китай

Рост 150-160 см, объем мозга 900-1200 см3, низкий лоб, надбровные дуги, нет подбородочного выступа. Жили стадами в пещерах, охотились, пользовались огнем. Изготавливали орудия труда из камня, кости, использовали палки. Появились зачатки абстрактного мышления и речи

Древние люди:

1) неандертальцы

300-400 тыс. лет назад; Европа, Африка, Средняя Азия

Рост до 170 см, объем мозга до 1600 см3; подбородочный выступ слабо развит; добывали и поддерживали огонь; одевались в шкуры животных.

В общении использовали жесты и примитивную речь. Жили группами по 15-20 человек, в которых существовало разделение труда

Современные люди:

1) кроманьонцы

Появились примерно 30-40 тыс. лет назад, обитали повсеместно

Рост достигал 180 см, объем мозга - 1800 см3. Лоб высокий, нет надбровных дуг, есть подбородочный выступ. Жили родовым обществом, строили жилье, шили одежду из шкур. При общении использовали речь. Приручали животных. Изготавливали орудия труда из камня и дерева. Занимались земледелием. Развивалось искусство

Ответы к тесту по теме “Место человека в системе органического мира”.

Вариант I. 1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 4; 5 - 2; 6 - 2.

Вариант II. 1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 3; 6 - 1.






Для любых предложений по сайту: [email protected]