СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о сходстве и различиях в строении человека и животных

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся будет знать признаки, доказывающие родство человека и животных; научится доказывать родство человека и животных; анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Метапредметные универсальные учебные действия

(УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, применять опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Человек и человекообразные обезьяны, рудименты, атавизмы

Оборудование

Мультимедийная доска или проектор, карточки с заданиями

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Место человека в системе органического мира. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81742/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль с помощью карточек с заданиями (см. Ресурсный материал к уроку).

Осуществляет фронтальный контроль:

- Что изучает такой раздел биологии, как эволюционное учение? (Это раздел биологии, изучающий историческое развитие (эволюцию) живой природы.)

- Как вы понимаете термин “эволюция”? (Процессы необратимых изменений, протекающие в природе.)

- Назовите ученого, имя которого неразрывно связано с эволюционным учением и теорией эволюции. (Чарльз Дарвин.)

- Какая систематическая категория объединяет таких животных, как шимпанзе и гориллу, и человека? (Семейство человекообразных обезьян.)

- Какое животное является ближайшим родственником человека? Почему? (Шимпанзе, так как последовательности аминокислот многих белков человека и шимпанзе сходны более чем на 99 %. У человека и шимпанзе очень близки группы крови, они имеют сходные заболевания.) Контролируют правильность ответов обучающихся

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, выполняют задания по карточкам

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы; самостоятельная работа по карточкам с заданиями

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний. Подведение к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- На прошлом уроке мы попытались приблизиться к тайне раскрытия происхождения человека. Рассмотрели систематическое положение человека и определили его принадлежность к классу Млекопитающие и типу Хордовые. Теперь нам необходимо привести доказательства того, что мы не ошиблись в своих предположениях.

Выдвигает проблему:

- Какие доказательства вы можете привести? На прошлом уроке мы затронули вопрос о том, какие доказательства ученых принимались во внимание. Так что же необходимо сделать, чтобы определить принадлежность человека к животным? (Найти между ними сходство.) Озвучивает тему и цель урока:

- Сегодня мы попытаемся найти признаки, по которым человек похож на животных, и признаки, отличающие его от животных.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Слушают и понимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Осуществляют анализ объекта.

Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.

Устанавливают причинно-следственные связи. Демонстрируют желание получить новые знания, интерес к дальнейшему изучению естественных наук

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия в работе с информацией

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

- Для начала мы послушаем небольшое сообщение о том, что же изучает молекулярная биология и почему при определении систематического положения человека одним из главных критериев служили данные молекулярной биологии.

Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации:

- Итак, к какому классу относится человек? (Млекопитающие.)

- В какой тип входит класс Млекопитающие? (В тип Хордовые.)

- Какой отряд является “семьей” для человека? (Приматы.)

Организует работу с таблицей.

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Воспринимают информацию, сообщаемую учеником, соотносят услышанное с ранее изученным материалом, работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Читают текст учебника

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)


Систематическая категория

Черты сходства



Тип Хордовые




Класс Млекопитающие




Отряд Приматы



- В первом столбце указаны систематические категории, а во втором вы должны записать признаки сходства человека и животных. Используйте текст учебника на с. 6-7. Время на выполнение - 6 минут. Контролирует выполнение работы. Организует самостоятельную работу с учебником. Осуществляет выборочный контроль проверки заполнения таблицы (см. Ресурсный материал к уроку)

Фронтальная работа

- Вы нашли и записали примеры сходства человека и животных. Как вы считаете, какие признаки все же отличают человека от других видов животных? (Прямохождение, отсутствие обильного волосяного покрова, более сложно устроен головной мозг; умственные способности неизмеримо выше, чем у животных, имеются высокоразвитое сознание, речь, способность к абстрактному мышлению, творчеству.)

- Все верно. А я в свою очередь хочу привести еще несколько примеров сходства человека и животных.

У наших предков, в том числе у некоторых приматов, имеются хвосты. В хвостовом отделе может находиться от 3 до 49 позвонков. У предков человека хвост редуцировался, и позвонки образовали копчик. В настоящее время копчик никакой определенной функции не выполняет, но он характерен для всех представителей вида Человек разумный. Для борьбы с неблагоприятными условиями среды, с низкими и высокими температурами у животных класса Млекопитающие образовался волосяной покров. Человек же научился другими способами бороться с низкими температурами - он защищался от холода шкурами животных, шил себе одежду, разводил костер. Необходимость в волосяном покрове отпала. Но на теле человека остались участки, покрытые волосами. Какие функции они выполняют и для чего они необходимы, мы узнаем чуть позже. Органы или части тела, которые активно функционировали у наших предков, но в настоящее время не выполняют никаких функций, называют рудиментами. Они закладываются у эмбрионов, но полностью не развиваются. Однако иногда на теле человека появляется обильная волосатость, несколько пар сосков или маленький хвост. Такие образования называются атавизмами. Атавизм - явления возврата к признакам предков, проявляющиеся у отдельных особей

Выдвигают гипотезы.

Записывают определения

Отвечают на поставленные вопросы; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Устные ответы

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа

Устанавливает осознанность восприятия обучающимися материала, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о родстве человека и животных, о принадлежности человека к классу Млекопитающие.

- Какие анатомические доказательства можно привести в пользу того, что человек относится к классу млекопитающих? (Живорождение, вынашивание плода в теле матери, молочные железы для вскармливания детенышей молоком, интенсивный обмен веществ, постоянная температура тела - теплокровность, четырехкамерное сердце. Имеется диафрагма. В шейном отделе позвоночника - 7 позвонков. Две смены зубов. Зубы дифференцированы по функциям. Имеются наружное и внутреннее ухо, кожа покрыта редким волосяным покровом.)

- В чем отличие рудиментов и явлений атавизма? (Рудименты характерны для всех особей вида, а атавизмы проявляются лишь у некоторых особей.)

- В чем сходство рудиментов и явлений атавизма? (Ни рудименты, ни атавистические органы не выполняют никаких функций.) Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма выполнения вслух

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимают другое мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач

Устные

ответы

V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

Организует беседу по вопросам:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 7-11, ответить на вопросы 5, 7.

Дополнительно: привести примеры рудиментов и явлений атавизма у человека (см. Ресурсный материал к уроку)

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Карточка 1

Карточка 2

1. Какое место, по мнению Ч. Дарвина, занимает человек в системе природы?

2. Из предложенных систематических категорий составьте правильную последовательность, начиная с наименьшей: вид, отряд, тип, царство, класс, род, семейство

1. Как доказать, что человек - часть органического мира?

2. Запишите систематическое положение человека

Ответы:

Карточка 1

Карточка 2

1. По мнению Ч. Дарвина, человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами.

2. Вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство

1. Человек является частью органического мира. Это доказывается тем, что мы состоим из тех же элементов, что и все остальные живые организмы. Тело человека построено из клеток и межклеточного вещества, так же, как и у животных, растений, грибов.

2. Систематическое положение человека: царство Животные, подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Гоминиды, род Человек, вид Человек разумный

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Систематическая категория

Черты сходства

Тип Хордовые

На ранних стадиях развития формируется осевой скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка. Опорой человеку служит внутренний скелет. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Кровеносная система замкнутая, имеется орган кровообращения - сердце

Класс Млекопитающие

Живорождение, вынашивание плода в теле матери, молочные железы для вскармливания детенышей молоком. Интенсивный обмен веществ, постоянная температура тела - теплокровность. Имеется диафрагма, в шейном отделе позвоночника - 7 позвонков.

Четырехкамерное сердце. Две смены зубов, зубы дифференцированы по функциям. Имеются наружное и внутреннее ухо, кожа покрыта редким волосяным покровом

Отряд Приматы

Пятипалая конечность, большой палец противопоставлен остальным, плоские ногти. Сходство во внутреннем строении органов, наличие мимической мускулатуры

Дополнительное домашнее задание: примеры рудиментов - остаток третьего века, кости копчика, остатки шейных ребер (продырявленные поперечные отростки шейных позвонков), ушные мышцы, червеобразный отросток слепой кишки, волосы на теле; атавизмы - обильная волосатость тела, дополнительные соски, хвост.






Для любых предложений по сайту: [email protected]