ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о сходстве и различиях в строении человека и животных |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать признаки, доказывающие родство человека и животных; научится доказывать родство человека и животных; анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач, применять опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Человек и человекообразные обезьяны, рудименты, атавизмы |
Оборудование |
Мультимедийная доска или проектор, карточки с заданиями |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Место человека в системе органического мира. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81742/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль с помощью карточек с заданиями (см. Ресурсный материал к уроку). Осуществляет фронтальный контроль: - Что изучает такой раздел биологии, как эволюционное учение? (Это раздел биологии, изучающий историческое развитие (эволюцию) живой природы.) - Как вы понимаете термин “эволюция”? (Процессы необратимых изменений, протекающие в природе.) - Назовите ученого, имя которого неразрывно связано с эволюционным учением и теорией эволюции. (Чарльз Дарвин.) - Какая систематическая категория объединяет таких животных, как шимпанзе и гориллу, и человека? (Семейство человекообразных обезьян.) - Какое животное является ближайшим родственником человека? Почему? (Шимпанзе, так как последовательности аминокислот многих белков человека и шимпанзе сходны более чем на 99 %. У человека и шимпанзе очень близки группы крови, они имеют сходные заболевания.) Контролируют правильность ответов обучающихся |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, выполняют задания по карточкам |
Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы; самостоятельная работа по карточкам с заданиями |
|||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний. Подведение к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - На прошлом уроке мы попытались приблизиться к тайне раскрытия происхождения человека. Рассмотрели систематическое положение человека и определили его принадлежность к классу Млекопитающие и типу Хордовые. Теперь нам необходимо привести доказательства того, что мы не ошиблись в своих предположениях. Выдвигает проблему: - Какие доказательства вы можете привести? На прошлом уроке мы затронули вопрос о том, какие доказательства ученых принимались во внимание. Так что же необходимо сделать, чтобы определить принадлежность человека к животным? (Найти между ними сходство.) Озвучивает тему и цель урока: - Сегодня мы попытаемся найти признаки, по которым человек похож на животных, и признаки, отличающие его от животных. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока |
Слушают и понимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Осуществляют анализ объекта. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. Демонстрируют желание получить новые знания, интерес к дальнейшему изучению естественных наук |
Вопросы учителя и устные ответы |
|||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия в работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Для начала мы послушаем небольшое сообщение о том, что же изучает молекулярная биология и почему при определении систематического положения человека одним из главных критериев служили данные молекулярной биологии. Организует работу обучающихся по исследованию проблемной ситуации: - Итак, к какому классу относится человек? (Млекопитающие.) - В какой тип входит класс Млекопитающие? (В тип Хордовые.) - Какой отряд является “семьей” для человека? (Приматы.) Организует работу с таблицей. ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ |
Воспринимают информацию, сообщаемую учеником, соотносят услышанное с ранее изученным материалом, работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Читают текст учебника |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|||
Систематическая категория |
Черты сходства |
|||||||
Тип Хордовые |
||||||||
Класс Млекопитающие |
||||||||
Отряд Приматы |
||||||||
- В первом столбце указаны систематические категории, а во втором вы должны записать признаки сходства человека и животных. Используйте текст учебника на с. 6-7. Время на выполнение - 6 минут. Контролирует выполнение работы. Организует самостоятельную работу с учебником. Осуществляет выборочный контроль проверки заполнения таблицы (см. Ресурсный материал к уроку) |
||||||||
Фронтальная работа |
- Вы нашли и записали примеры сходства человека и животных. Как вы считаете, какие признаки все же отличают человека от других видов животных? (Прямохождение, отсутствие обильного волосяного покрова, более сложно устроен головной мозг; умственные способности неизмеримо выше, чем у животных, имеются высокоразвитое сознание, речь, способность к абстрактному мышлению, творчеству.) - Все верно. А я в свою очередь хочу привести еще несколько примеров сходства человека и животных. У наших предков, в том числе у некоторых приматов, имеются хвосты. В хвостовом отделе может находиться от 3 до 49 позвонков. У предков человека хвост редуцировался, и позвонки образовали копчик. В настоящее время копчик никакой определенной функции не выполняет, но он характерен для всех представителей вида Человек разумный. Для борьбы с неблагоприятными условиями среды, с низкими и высокими температурами у животных класса Млекопитающие образовался волосяной покров. Человек же научился другими способами бороться с низкими температурами - он защищался от холода шкурами животных, шил себе одежду, разводил костер. Необходимость в волосяном покрове отпала. Но на теле человека остались участки, покрытые волосами. Какие функции они выполняют и для чего они необходимы, мы узнаем чуть позже. Органы или части тела, которые активно функционировали у наших предков, но в настоящее время не выполняют никаких функций, называют рудиментами. Они закладываются у эмбрионов, но полностью не развиваются. Однако иногда на теле человека появляется обильная волосатость, несколько пар сосков или маленький хвост. Такие образования называются атавизмами. Атавизм - явления возврата к признакам предков, проявляющиеся у отдельных особей |
Выдвигают гипотезы. Записывают определения |
Отвечают на поставленные вопросы; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений |
Устные ответы |
||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальная работа |
Устанавливает осознанность восприятия обучающимися материала, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о родстве человека и животных, о принадлежности человека к классу Млекопитающие. - Какие анатомические доказательства можно привести в пользу того, что человек относится к классу млекопитающих? (Живорождение, вынашивание плода в теле матери, молочные железы для вскармливания детенышей молоком, интенсивный обмен веществ, постоянная температура тела - теплокровность, четырехкамерное сердце. Имеется диафрагма. В шейном отделе позвоночника - 7 позвонков. Две смены зубов. Зубы дифференцированы по функциям. Имеются наружное и внутреннее ухо, кожа покрыта редким волосяным покровом.) - В чем отличие рудиментов и явлений атавизма? (Рудименты характерны для всех особей вида, а атавизмы проявляются лишь у некоторых особей.) - В чем сходство рудиментов и явлений атавизма? (Ни рудименты, ни атавистические органы не выполняют никаких функций.) Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма выполнения вслух |
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; принимают другое мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач |
Устные ответы |
|||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
Организует беседу по вопросам: - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|||
Домашнее задание |
Учебник, с. 7-11, ответить на вопросы 5, 7. Дополнительно: привести примеры рудиментов и явлений атавизма у человека (см. Ресурсный материал к уроку) |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Карточка 1 |
Карточка 2 |
1. Какое место, по мнению Ч. Дарвина, занимает человек в системе природы? 2. Из предложенных систематических категорий составьте правильную последовательность, начиная с наименьшей: вид, отряд, тип, царство, класс, род, семейство |
1. Как доказать, что человек - часть органического мира? 2. Запишите систематическое положение человека |
Ответы:
Карточка 1 |
Карточка 2 |
1. По мнению Ч. Дарвина, человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами. 2. Вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство |
1. Человек является частью органического мира. Это доказывается тем, что мы состоим из тех же элементов, что и все остальные живые организмы. Тело человека построено из клеток и межклеточного вещества, так же, как и у животных, растений, грибов. 2. Систематическое положение человека: царство Животные, подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Гоминиды, род Человек, вид Человек разумный |
ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Систематическая категория |
Черты сходства |
Тип Хордовые |
На ранних стадиях развития формируется осевой скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка. Опорой человеку служит внутренний скелет. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Кровеносная система замкнутая, имеется орган кровообращения - сердце |
Класс Млекопитающие |
Живорождение, вынашивание плода в теле матери, молочные железы для вскармливания детенышей молоком. Интенсивный обмен веществ, постоянная температура тела - теплокровность. Имеется диафрагма, в шейном отделе позвоночника - 7 позвонков. Четырехкамерное сердце. Две смены зубов, зубы дифференцированы по функциям. Имеются наружное и внутреннее ухо, кожа покрыта редким волосяным покровом |
Отряд Приматы |
Пятипалая конечность, большой палец противопоставлен остальным, плоские ногти. Сходство во внутреннем строении органов, наличие мимической мускулатуры |
Дополнительное домашнее задание: примеры рудиментов - остаток третьего века, кости копчика, остатки шейных ребер (продырявленные поперечные отростки шейных позвонков), ушные мышцы, червеобразный отросток слепой кишки, волосы на теле; атавизмы - обильная волосатость тела, дополнительные соски, хвост.