ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представления о гуморальной регуляции организма; раскрыть роль гуморальной регуляции в жизнедеятельности организма |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреции, железы внешней секреции; различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции; распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы; будет знать особенности строения и работы желез эндокринной системы; железы внутренней секреции; железы внешней секреции |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Гуморальная регуляция, железа, гормон |
Оборудование |
Демонстрации: “Модели головного мозга, органов чувств”, “Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов” |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Гуморальная регуляция. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81749/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний, индивидуальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. - Что собой представляет система органов? (Это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.) - Какие системы органов вы знаете? (Дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная, скелетная, мышечная, органов размножения.) - Какую роль в организме играет мочевыделительная система? Какие органы к ней относятся? (Освобождает организм от мочевины и жидких продуктов обмена веществ; к ней относятся почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.) - Какие функции выполняет опорно-двигательная система? (Выполняет двигательную, защитную функции, поддерживает тело в пространстве.) - Что такое орган? Приведите примеры. (Орган - это часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции. Примеры: почки, легкие, печень, желудок.) - Что такое функциональная система? Какова ее роль в организме? (Функциональная система - это объединение нескольких система органов для выполнения определенной деятельности, требующей согласованной их работы.) - Охарактеризуйте основные функции кровеносной и дыхательной систем. (Транспорт кислорода и углекислого газа, газообмен между организмом и окружающей средой.) - Какие функции в организме человека выполняет нервная система? (Координирует работу всех органов нашего тела.) - Что из себя представляет эндокринный аппарат? (Он объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные вещества, которые влияют на процессы жизнедеятельности.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Вы рассмотрели системы органов и их функции. Как же регулируется работа всех этих органов? Благодаря каким структурам организм может работать как единое целое? Сегодня на уроке мы с вами об этом и узнаем. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. — В течение урока вы сможете ответить на вопрос - чем занимается врач-эндокринолог. Узнаете, что турецкое седло - это не только приспособление для поездки на лошади, но и очень важная часть нашего тела |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Вспомните особенность эпителиальной ткани человека. (Клетки плотно прилегают друг к другу, мало межклеточного вещества; образует железы.) - Различают два основных вида желез: железы внешней и внутренней секреции. Железы внешней секреции - железы, которые выделяют специальные вещества (секрет) на поверхность тела, в полые органы или полости тела. К ним относятся потовые, млечные, пищеварительные железы. Они имеют собственные протоки, через которые секрет и выделяется. В отличие от желез внешней секреции, железы внутренней секреции не имеют собственных протоков, а потому выделяют вырабатываемые ими вещества в кровь, с током которой эти вещества движутся в организме. Эти особые вещества называются гормонами. Гормоны (“гармао” - побуждаю) - биологически активные вещества, которые выделяются железами внутренней секреции и поступают в кровь. Регуляция функций организма через кровь активными химическими веществами - гормонами - называется гуморальной. Гуморальная регуляция организма человека осуществляется с помощью желез внутренней секреции. Любое нарушение их работы приводит к болезни, а нередко и к смерти. Гормоны влияют на рост и развитие организма, регулируют обмен веществ, поддерживая его в норме. Их роль проявляется при нарушении функций этих желез. Все процессы жизнедеятельности регулируются двумя системами: нервной и эндокринной. Сегодня мы более подробно рассмотрим эндокринную систему и гуморальную регуляцию организма человека. Задание. Используя текст учебника в параграфе “Гуморальная регуляция”, найдите и выпишите особенности гуморальной регуляции. Для выполнения работы у вас будет 5 минут. Контролирует выполнение работы, далее организует фронтальную проверку. Особенности гуморальной регуляции: • осуществляется с помощью гормонов; • гормоны поступают в тканевую жидкость или кровь; • гормоны влияют на строго определенные клетки, ткани, органы; • гормоны действуют в очень маленьких количествах, они быстро разрушаются и должны поступать в кровь вновь; • гормоны регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов; • гормоны вырабатываются железами внутренней секреции (эндокринной системой), имеющими массу всего несколько граммов. - Теперь вы без труда сможете ответить на вопрос, в какой области работает врач-эндокринолог. (Он диагностирует и производит коррекцию деятельности эндокринных желез.) |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
Рассказ учителя. Записи в тетрадях |
- Пришло время познакомиться с железами внутренней секреции. На с. 47 учебника вы найдете анатомический рисунок с изображением всех желез эндокринной системы. Демонстрирует, используя ЭОР и иллюстрации эндокринных желез на презентации или таблицах. Объясняет и показывает их местоположение, рассказывает об основной роли этих желез для организма: - В полости черепа, в особом углублении его костей, которое получило название “турецкое седло”, располагается гипофиз. Гормоны, выделяемые гипофизом, осуществляют регуляцию работы других желез внутренней секреции, а также воздействуют на многие реакции обмена веществ. Щитовидная железа расположена на передней стенке гортани. Она образована особыми пузырьками, в которых вырабатывается гормон. Гормон щитовидной железы отвечает за интенсивность обмена веществ. Поджелудочная железа обладает смешанной секрецией: часть ее клеток выделяет ряд пищеварительных ферментов, попадающих через протоки в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция), а скопления других клеток вырабатывают гормон, который выделяется непосредственно в кровь (внутренняя секреция). Надпочечники - небольшие парные железы, расположенные на верхних полюсах почек. Надпочечники иногда называют железами стресса. Они выделяют особый гормон. Почему их именно так называют, вы узнаете на следующем уроке. В головном мозге имеется отдел, называемый гипоталамусом. В нем имеются клетки, которые вырабатывают особые белковые вещества, стимулирующие или тормозящие выработку гормонов гипофиза. Другими словами, гипофиз реагирует на химические вещества, поступившие из гипоталамуса, и выделяет свои гормоны. При этом гипоталамус и гипофиз работают как единый механизм. Главной гормональной системой организма является согласованная работа следующих желез: гипоталамус - гипофиз - надпочечники. Они являются важнейшими регуляторами всех физиологических процессов организма. Гипоталамус в этой системе выполняет роль высшего подкоркового эндокринного регулятора: он выделяет факторы стимуляции гипофиза |
Рассматривают иллюстрации с железами внутренней секреции, слушают, выделяют необходимую информацию, записывают |
Характеризуют расположение в организме человека основных эндокринных желез |
Наблюдение |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Беседа по вопросам учителя |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу об особенностях работы гормонов в организме. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между работой гипофиза и гипоталамуса. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. - Каковы особенности желез внутренней секреции? Чем они отличаются от желез внешней секреции? (Железы внутренней секреции не имеют собственных протоков, а потому выделяют вырабатываемые ими вещества в кровь.) - Какую роль играют гормоны? (Регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов.) - Назовите основные особенности гормонов. (Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции и поступают в тканевую жидкость или кровь; влияют на строго определенные клетки, ткани, органы; действуют в очень маленьких количествах и регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов.) - Назовите железы внутренней секреции. (Щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, гипофиз.) |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Используют алгоритм при решении задач |
Фронтальный опрос |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие вопросы вызвали у вас наибольший интерес? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Учебник, с. 46-50 |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |