ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 РАСПОЗНАВАНИЕ НА ТАБЛИЦАХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНОВ
Педагогическая цель |
Создать условия для развития умений распознавать системы органов человека и органы, их составляющие |
Тип, вид урока |
Комплексное применение знаний, умений, навыков |
Планируемыепредметныерезультаты |
Обучающийся научится давать определения понятиям ткань, орган, система органов; называть основные группы тканей человека, органы и системы органов человека; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения; характеризовать сущность регуляций жизнедеятельности организма; будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; будет уметь пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; навыки обучения; интеллектуальные и творческие способности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Орган, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная системы |
Оборудование |
Таблицы, иллюстрирующие органы и системы органов. Учителю необходимо заранее подготовить презентацию с изображением органов и систем органов. Для того чтобы избежать списывания, на каждом слайде презентации необходимо разместить по два изображения - для I и II вариантов |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Системы органов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81748/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Проводит фронтальный опрос: - Какие системы органов вы знаете? (Дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, гуморальная, опорно-двигательная, органов размножения.) - Какую роль в организме играет мочевыделительная система? (Освобождает организм от мочевины и жидких продуктов обмена веществ.) - Какие функции выполняет опорно-двигательная система? (Выполняет двигательную, защитную функции, поддерживает тело в пространстве.) - Что такое орган? Приведите примеры. (Орган - это часть тела, имеющая определенную форму, строение и расположение и приспособленная для выполнения специфической функции. Примеры: почки, легкие, печень, желудок.) - Что такое функциональная система? Какова ее роль в организме? (Функциональная система - это объединение нескольких систем органов для выполнения определенной деятельности, требующей согласованной их работы.) - Охарактеризуйте основные функции кровеносной и дыхательной систем. (Транспорт кислорода и углекислого газа, газообмен между организмом и окружающей средой.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников |
Устные ответы на вопросы учителя |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. - Для оказания первой медицинской помощи какую информацию о нашем теле нам необходимо знать? (При каком кровотечении какой именно прием применить; как устроены кости; как устроен сустав.) - Совершенно верно, для оказания правильной первой помощи необходимо знать, как устроен организм человека, а для этого сегодня мы с вами закрепим знания о системах органов на практике |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания |
Устные ответы на вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний |
Вводная беседа. Работа по учебнику, работа с ЭОР и иллюстрациями |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание обучающихся на вопросы гигиены (бережное отношение к здоровью). Учитель показывает системы органов человека на слайдах и параллельно осуществляет фронтальный контроль, опрашивая обучающихся об основных функциях систем органов |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
IV. Проведение лабораторной работы. Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности |
Работа по инструкции для лабораторной работы |
- А теперь мы переходим к выполнению лабораторной работы. Используя инструкцию, оформите правильно лабораторную работу. Подробно объясняет правильность оформления и выполнения хода работы, оформления отчета о проделанной работе. Подводит к формулированию вывода. Регулирует работу обучающихся, контролирует выполнение работы по технологической карте. Осуществляет индивидуальный контроль. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке |
Составляют план работы, организуют свое рабочее место, выполняют лабораторную работу под руководством учителя, определяют основные методы биологических исследований, учатся работать с лупой и световым микроскопом |
Составляют план работы, фиксируют результаты, используют простые измерительные приборы |
Наблюдение, индивидуальный контроль |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
Домашнее задание |
- Повторить системы органов и их функции |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |