Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Газообмен и испарение воды у растений - Строение и жизнедеятельность цветковых растений
Цели
• Закрепить знания о жизнедеятельности растительных организмов на основе формирования представлений о газообмене и испарении воды у растений.
• Обосновать взаимосвязь фотосинтеза и дыхания при газообмене.
Средства обучения: таблицы, схемы, иллюстрирующие газообмен в процессе фотосинтеза и дыхания; сравнительные таблицы фотосинтеза и дыхания; комнатные растения с широкими и узкими листьями, светолюбивые и теневыносливые; оборудование для опытов, доказывающих наличие газообмена и испарения у растений.
Опорные точки
• Газообмен — важнейший процесс в жизни растения.
• Взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания.
• Процесс дыхания растений.
• Испарение воды — необходимое условие для жизни растений.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Объяснение сущности газообмена как процесса, обеспечивающего растение энергией, необходимой для роста и развития.
2. Рассказ о механизмах газообмена, действующих в процессе дыхания.
3. Изучение школьниками информации о взаимосвязи фотосинтеза и дыхания (ч. 1, с. 177) с целью формулирования вывода о целостности растительного организма.
4. Комментирование опытов, доказывающих наличие газообмена у растений.
5. Беседа о роли воды и ее передвижении в растительных организмах.
6. Обобщающая беседа о важнейших процессах в растениях.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Каким образом сложные органические вещества, содержащиеся в растениях, превращаются в простые соединения? В какие? Что сопутствует такому процессу?
2. В каких жизненных процессах растений используется энергия, освобождающаяся при дыхании?
3. Сравните процессы фотосинтеза и дыхания, происходящие в разное время суток. Охарактеризуйте поступление разных газов днем и ночью.
4. С помощью какого опыта можно доказать наличие дыхания у растений?
5. Каким образом можно регулировать газообмен и испарение воды у растений?
6. Изучите информацию, представленную в пункте 19 на с. 216, и выпишите показатели испарения воды различными растениями.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 31.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 179.