Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Видоизменение листьев. Листорасположение. Листопад - Строение и жизнедеятельность цветковых растений
Цели
• Познакомить учащихся с разнообразием и видоизменением листьев, объяснить роль листопада в жизни растений.
• Продолжить развитие интереса к изучению растений.
Средства обучения: живые или гербарные растения с листьями разной формы (чешуевидные, колючки, усики, ловчие аппараты и пр.); комнатные растения с разной формой листьев; таблицы с изображением видоизмененных листьев и листорасположения; таблица “Клеточные изменения в основании листа перед листопадом”.
Опорные точки
• Разнообразные изменения листьев.
• Три основных типа листорасположения.
• Листовая мозаика, ее значение.
• Листопад, его значение для существования растений.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Рассказ о возникновении в процессе эволюции видоизмененных листьев, обеспечивающих выживание растений с такими “странными” листьями в сложных природных условиях.
2. Беседа о расположении листьев в особом порядке, обеспечивающем лучшее поглощение солнечных лучей.
3. Характеристика листопада как естественного опадания листьев.
4. Итоговая беседа о разнообразии листьев и их функций с объяснением сложного биологического процесса — увядания и опадения.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Какое значение имеют видоизмененные листья в виде колючек для растений засушливых регионов?
2. Выпишите из текста параграфа названия всех видоизмененных листьев, обозначьте функцию каждого такого листа.
3. Приведите примеры растений с мутовчатым и супротивным расположением листьев. Какое значение для жизни растений имеет такое расположение?
4. Какое расположение листьев может минимально затенять их друг от друга?
5. Охарактеризуйте все изменения в стареющих листьях, которые должны будут опасть.
6. Перечислите известные вам вечнозеленые растения России, сравните их с количеством листопадных. Почему существует такое различие?
7. Нарисуйте в тетради листорасположение и листья нескольких знакомых вам деревьев.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 29.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 170 — 171.
По желанию!
Изучите пункт 15 на с. 214. Подготовьте сообщение о роли листьев в питании хищных растений.