ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся - КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ИЛИ РЕПТИЛИИ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументирован, свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: ядовитые железы, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, яйцевые оболочки, желток', устанавливать взаимосвязь между строением внутренних органов и систем органов рептилий и средой обитания рептилий; выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными; характеризовать процессы размножения и развития детенышей у пресмыкающихся; описывать заботу о потомстве и годовой жизненный цикл рептилий.
Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока, опорные конспекты.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Выборочная проверка выполнения заданий рабочей тетради учениками-экспертами, назначенными учителем. Учитель оценивает правильность проверки и выставляет отметки всем ученикам.)
III. Работа по теме урока
1. Внутреннее строение
Brookesia micra — вид ящериц-хамелеонов из рода брукезии, одни из самых маленьких хамелеонов на планете. Длина тела животного не превышает 28 мм, и хамелеончик с легкостью умещается на ногте большого пальца человека.
— Как вы думаете, что объединяет этого крошку и гигантское пресмыкающееся — морского крокодила, чье тело может достигать 6 м в длину? (Сходство внутреннего строения тела.) Наша сегодняшняя задача — изучить внутреннее строение пресмыкающихся. Строение и расположение внутренних органов рептилий во многом сходно с внутренним строением земноводных.
— Изучите § 40. С помощью опорных конспектов сравните внутреннее строение систем органов пресмыкающихся и земноводных.
(Первый вариант. Самостоятельная работа по плану, предложенному учителем.)
План
1. Система органов пресмыкающихся: состав, функции.
2. Основные отличия от земноводных.
(Второй вариант. Учитель разбирает строение одной из систем, предлагает сравнительную таблицу. Далее ученики работают самостоятельно по предложенному алгоритму.)
Внутреннее строение пресмыкающихся
Система |
Строение |
Отличия от земноводных |
Пищеварительная |
Рот, глотка, желудок, кишечник |
У ядовитых змей есть ядовитые зубы и железы |
Дыхательная |
Ноздри, гортань, трахея, бронхи, легкие |
Удлиняются дыхательные пути, легкие устроены сложнее, они складчатые (у амфибий полые) |
Кровеносная |
Большой и малый круги кровообращения, сердце трехкамерное |
Сердце с неполной перегородкой. У крокодилов четыре камеры |
Нервная |
Головной и спинной мозг, нервы |
Отделы головного мозга крупнее, увеличивается передний мозг и мозжечок, развито осязание |
Выделительная |
Орган выделения — почки, клоака |
Конечный продукт обмена веществ — мочевая кислота, а не жидкая моча |
2. Размножение и годовой жизненный цикл
(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией на таблицах и плакатах, учащиеся ведут опорные конспекты.)
Крокодил может прекрасно уживаться в одном водоеме с жабами. Но их потомство развивается в разных средах. У амфибий - в водной, а у крокодилов — на суше.
Важной особенностью пресмыкающихся является способность откладывать яйца, богатые питательными элементами. Они защищены плотной оболочкой, в состав которой входит кальций. Именно умение делать кладки яиц способствовало развитию рептилий вне водоема на суше.
В отличие от рыб и земноводных, размножение у рептилий внутреннее. Самец имеет специальный орган, с помощью которого вводит в клоаку самки сперматозоиды. После того, как сперматозоиды проникнут в яйцеклетки, происходит оплодотворение.
Яйца развиваются в организме самки. Затем она откладывает их в заранее подготовленном месте, как правило это вырытая ямка.
Из яйца рептилий выходит не личинка, как у рыб или земноводных, а способные к самостоятельной жизни особи. Зародыш претерпевает все стадии развития в яйце. После вылупления он не зависит от водоема и вполне может выжить самостоятельно. Как правило, взрослые особи не проявляют заботу о своем потомстве.
Вывод. Размножение пресмыкающихся принципиально выходит на новый уровень.
3. Годовой жизненный цикл
(Самостоятельная работа учащихся с текстом на с. 185 учебника.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Пришло время сделать выводы. У рептилий:
1) кожа лишена желез, она сухая и покрыта чешуей, им присуща линька;
2) более развиты и усовершенствованы нервная и кровеносная системы;
3) пять отделов позвоночника (у амфибий — три);
4) внутреннее оплодотворение.
Пресмыкающиеся не зависят от воды, они способны размножаться и при ее отсутствии, поэтому они освоили разнообразные места обитания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 40, повторить основные термины.
2. Подготовить сообщения о пресмыкающихся к интеллектуальной игре “Что ты за рептилия?” и заданий для команд — соперников.