Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Побег, его строение и развитие - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные, игровые.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; п. — сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: побег, стебель, листья, вегетативная почка, генеративная (цветочная) почка, спящая почка', называть части побега; определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах; характеризовать почку как зачаток нового побега; объяснять назначение вегетативных и генеративных почек; сравнивать побеги разных растений и находить сходство и различия; изучать строение почек на натуральных объектах; проводить наблюдения, фиксировать их результаты; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование и материалы: учебник, таблицы “Строение побега”, “Строение почки”, комнатные растения, гербарии; побеги деревьев и кустарников, веточки деревьев с набухшими и начавшими распускаться почками, лупа, пинцет (на каждую парту).
Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Текст с утверждениями предоставляется в печатном виде каждому ученику (можно подготовить слайд с утверждениями). Чтобы учащиеся смогли восстановить способность к восприятию учебного материала после выполнения лабораторной работы, необходимо провести оздоровительно-гигиеническую физкультминутку.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах обращения с лабораторным оборудованием.)
Сегодня на уроке вы познакомитесь со строением побега, узнаете, как развивается этот орган.
II. Проверка домашнего задания
(Опрос по опорным понятиям. Проверка выполнения заданий в тетради. Ученик зачитывает выполненные задания и отвечает на вопросы учителя или одноклассников. Учитель раздает тетради с проверенными лабораторной и практической работами, комментирует выставленные оценки.)
— Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Найдите в тексте неверные утверждения.
(Ученики работают с текстом, в котором допущены ошибки. Они должны написать правильные ответы.)
— Корень — это генеративный (вегетативный) орган растения.
— Все растения на Земле имеют корни (корней не имеют низшие растения — водоросли, мхи и некоторые растения-паразиты).
— Основные функции корня — укрепление растения в почве, почвенное питание.
— Вся совокупность корней растения называется корневой системой.
— В корневой системе всех растений можно выделить главный корень (в мочковатой корневой системе нельзя).
— Главный корень — это бывший зародышевый корешок.
— В процессе прорастания семени главный корень появляется первым.
— На главном корне развиваются придаточные (боковые), а от них отрастают боковые корни (придаточные формируются на стеблевой части побега).
— Корневая система, в которой четко виден главный корень, называется стержневой.
— Стержневая корневая система характерна для однодольных (двудольных) растений.
— В строении корня различают следующие последовательно расположенные зоны: образовательная, всасывания, проведения, роста (образовательная, роста, всасывания, проведения).
— Корневой волосок — это боковой корень растения (это вырост боковой стенки клетки покровной ткани).
— Прищипывание кончика корня необходимо для ветвления корня.
— Известно только одно видоизменение корней — это корнеплод (таких видоизменений несколько: воздушные, дыхательные, столбовидные корни, корневые клубеньки, корневые шишки).
— Главная функция корнеплода - обеспечение питанием животных и человека (растения при наступлении неблагоприятных условии).
III. Работа по теме урока
1. Строение побега
(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)
Побег, как и корень, - основной вегетативный орган растения. Он состоит из стебля, листьев и почек.
(Учитель сопровождает рассказ демонстрацией таблиц, а также показывает соответствующие органы на примере комнатных растений и побегов деревьев и кустарников.)
Стебель - осевая часть побега. На стебле расположены листья — боковые части побега. Участок стебля, на котором развивается лист, называют узлом, а расстояние между двумя узлами — междоузлием. Угол между листом и расположенным выше междоузлием называют пазухой листа. На стебле также могут размещаться генеративные органы растения — цветки и плоды. В этом случае побег называют генеративным, или цветочным, а побег, на котором нет репродуктивных органов, — вегетативным. Основная функция вегетативного побега - создание органических веществ из неорганических (углекислый газ и вода) при помощи солнечной энергии (фотосинтез).
2. Строение почек
Внешнее строение почек мы изучим в процессе выполнения лабораторной работы.
Л.Р. № 3 “Строение вегетативных и генеративных почек”
(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карте на с. 47 учебника.)
Рассматривая побеги хорошо известных вам растений, вы заметили, что почки могут располагаться как на верхушке побега, тогда их называют верхушечными, так и в пазухах листа, и тогда их называют боковыми, или пазушными. Если листья уже опали, как на побегах, лежащих на ваших столах, то почки находятся над листовым рубцом — местом, где раньше был лист растения.
Почки могут нести в себе зачаток как вегетативного, так и генеративного побега. В соответствии с этим их называют вегетативными или генеративными.
Почки растений не только по-разному расположены на побегах, но и имеют различные размер, форму, окраску. Благодаря этому можно даже зимой определить, что за растение перед нами. Снаружи почка покрыта почечными чешуями. Они защищают ее от неблагоприятных воздействий внешней среды. Под почечными чешуями находится зачаточный стебель с зачаточными листьями. На некоторых растениях можно даже различить зачаточные почки. Они настолько малы, что их можно увидеть только с помощью лупы. В генеративных почках также располагаются зачатки цветков (или одного цветка).
Верхушечную часть зачаточного стебля, находящегося внутри почки, называют конусом нарастания. Клетки здесь активно делятся, обеспечивая рост побега. Он состоит из нежной образовательной ткани.
3. Развитие и рост побегов из почек
Побег, так же как и корень, растет верхушечной частью. Клетки конуса нарастания делятся, образуя маленькие бугорки — зачатки листьев. Бугорки постепенно разрастаются и приобретают форму листа. Выше зачаточных листьев верхушка конуса нарастания продолжает делиться, образуя новые листовые зачатки, т. е. за счет верхушечного роста побега удлиняется будущий стебель и одновременно с этим формируются будущие листья. Нежные ткани конуса нарастания защищены верхушечной почкой.
Быстрый рост зачаточных стебля и листьев начинается с наступлением благоприятных условий. Например, весной, когда температура воздуха значительно поднимается, а корни способны поглощать влагу из почвы.
Этот же процесс можно наблюдать на веточках, поставленных в воду. Сначала почки набухают и увеличиваются в размерах. Затем почечные чешуи раскрываются и показываются молодые зеленые листья. Начинается усиленный рост междоузлий. За счет этого листья отодвигаются друг от друга. Такой рост (за счет междоузлий) называется вставочным. У большинства древесных растений вставочный рост заканчивается довольно быстро. После того как междоузлия достигают определенной длины, их рост прекращается. У многих травянистых растений (особенно у злаков) вставочный рост происходит за счет деления и роста клеток, расположенных в основании всех междоузлий. Благодаря этому злаки способны очень быстро расти. А молодые побеги бамбука за сутки могут увеличиться в длину более чем на 1 м.
После развертывания почки почечные чешуи опадают. На месте опавших почечных чешуй остаются рубцы (как после опадения листьев). Эти рубцы имеют форму кольца, поэтому их называют почечными кольцами. Почечные кольца ограничивают годичный прирост побега, т. е. прирост побега за один год. Годичные приросты хорошо различимы у многих деревьев и кустарников.
Побеги увеличиваются в длину благодаря верхушечным почкам. А из боковых почек развиваются боковые побеги. Образование боковых побегов из пазушных почек называют ветвлением. За счет ветвления увеличивается общее число побегов растения. Если боковые побеги вырастают из почек, находящихся у самой земли или под землей, то говорят о кущении. В результате такого роста побегов образуется куст. Кущение характерно также и для многих трав (например, для ржи и пшеницы, ковылей и осок).
Но некоторые почки не набухают и не разворачиваются весной. Они ждут подходящего момента. Такие почки называют спящими. Они могут оставаться живыми в течение многих лет и пробуждаться в случае необходимости. Их можно обнаружить на старых пнях и стволах деревьев.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Наш урок подходит к концу. Попробуйте отгадать мои загадки.
Зимой она, малютка,
Покрыта чешуей,
И замерзает жутко Морозную порой.
А летом ждет ее успех.
Она зачаточный побег. (Почка.)
На ветках — плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Вегетативные почки.)
На ветках чуть побольше почки.
Вы в них увидите цветочки. (Генеративные почки.) Опора, без сомнения,
Для всех частей растения:
Для листьев, почек и плодов —
И материал для жарких дров. (Стебель.)
— С помощью какого термина можно объединить все ответы на загадки? (Органы растения.)
Домашнее задание
Прочитать § 8, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.