Поурочные разработки по Биологии 6 класс к умк И.Н. Пономаревой - 2017 год
Лист, его строение и значение - ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — сравнивать и делать выводы на основе сравнений; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: листовая пластинка, черешок, жилки, устьице, газообмен, испарение, фотосинтез, листопад, видоизменение листа', определять части листа на рисунках и гербарных экземплярах; различать простые и сложные листья; характеризовать внутреннее строение листа, его части, жилкование листьев; устанавливать взаимосвязь строения и функций листа; характеризовать видоизменения листьев растений.
Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, таблицы “Клеточное строение листа”, “Внутреннее строение листа”, комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок (на каждую парту).
Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Таблица “Клеточное строение листа” предоставляется в печатном виде каждому ученику. Графа “Функция” не заполняется. Для объяснения данной темы учитель готовит презентацию “Многообразие форм листовых пластинок”.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах поведения в кабинете биологии.)
II. Проверка домашнего задания
(Опрос по опорным понятиям. Проверка выполнения заданий в тетради.)
— Какую часть растения называют побегом?
— Почему побег называют сложным органом?
— Из каких частей состоит побег?
— Докажите, что почка — это зачаточный побег.
(Каждый ответ учитель просит прокомментировать.)
III. Работа по теме урока
1. Внешнее строение листа
(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)
Лист — один из основных органов зеленого растения. Вспомните, какими разнообразными бывают листья, как отличаются по размерам и форме.
(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов с изображениями описываемых растений.)
Например, диаметр листа водной ряски всего около 3 мм, а лист водного растения семейства кувшинковых виктории амазонской может превышать в диаметре 2 м. Листья некоторых тропических пальм достигают 20-22 м в длину. Однако в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты.
Существуют три способа прикрепления листьев к стеблю.
(Учитель дополняет свой рассказ демонстрацией соответствующих растений, находящихся в кабинете биологии, гербарных экземпляров, слайдов и плакатов.)
Если лист имеет черешок, то его называют черешковым. Если лист не имеет черешка и прикрепляется к стеблю при помощи листовой пластинки, то его называют сидячим. У некоторых растений (например, у пшеницы) основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом, т. е. стебель как бы вложен в лист. Такой лист называют влагалищным.
Листовые пластинки различаются по величине, по форме, структуре и многим другим признакам. Листья могут состоять из одной или нескольких листовых пластинок. Если лист состоит из одной листовой пластинки, то называется простым. У сложных листьев на одном черешке размещается несколько листовых пластинок. Среди сложных листьев выделяют:
• тройчатосложные, или тройчатые, т. е. состоящие из трех листочков (клен);
• пальчатосложные — черешочки листочков радиально отходят от места соединения с главным черешком (люпин);
• парноперистосложные — боковые листочки расположены на главном черешке по всей его длине с обеих сторон (душистый горошек);
• непарноперистосложные — боковые листочки расположены на главном черешке по всей его длине с обеих сторон и лист заканчивается одиночным листочком (рябина).
Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловидные, сердцевидные, продолговатые и др.
Также листовые пластинки классифицируют по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и называются — цельнокройные), выделяют зубчатые, пильчатые, шиповатые (колючезубчатые), городчатые, выемчатые, извилистые листья.
На листовой пластинке можно заметить жилки — пучки проводящих сосудов. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ размещения жилок называют жилкованием. Выделяют несколько типов жилкования: параллельное, дуговое, сетчатое (пальчатое и перистое).
Параллельное, или дуговое, жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое — для двудольных.
2. Внутреннее (клеточное) строение листа
Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? Лист, как и любой другой орган растения, состоит из тканей, а ткань из клеток.
— Слушая мой рассказ, определите функции различных тканей листа и заполните соответствующую графу таблицы.
(Рассказ учителя о клеточном строении листа сопровождается демонстрацией плакатов и слайдов.)
Клеточное строение листа
Часть листа |
Ткань |
Строение |
Функция |
Примечание |
Кожица (эпидерма) |
Покровная |
Образована одним слоем живых плотно соединенных прозрачных клеток с утолщенной прозрачной стенкой. На нижней стороне листа расположены замыкающие клетки — парные зеленые клетки, способные менять свою форму, отодвигаясь друг от друга или сближаясь. Две замыкающие клетки устьица образуют устьичную щель |
Защита листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Функция устьиц — газообмен листа с внешней средой |
Поверхность кожицы покрыта восковой кутикулой, дающей дополнительную защиту. Устьица обычно находятся на нижней части листа, у водных растений — на верхней, у листьев, расположенных вертикально, — на обеих сторонах листовой пластины |
Мякоть (мезофилл) |
Столбчатая |
Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропласте в |
Фотосинтез, газообмен |
Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, |
Губчатая |
Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласта |
Газообмен, фотосинтез |
погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткани |
|
Жилки |
Проводящая ксилема (древесина) |
Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом |
Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям |
Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность |
Проводящая флоэма (луб) |
Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения друг с другом. По бокам расположены клетки-спутницы |
Проведение растворенных сахаров из листа ко всем органам растения |
(Проверка выполнения задания.)
3. Видоизменения листьев
— Послушайте сообщение об удивительных растениях, способных с помощью листьев добывать себе пищу.
(Сообщение ученика сопровождается демонстрацией слайдов или фотографий с изображениями описываемых растений.)
Насекомоядные растения
Насекомоядные растения растут на бедных песчаных почвах и торфяных болотах. Они получают дополнительные питательные вещества путем ловли живой добычи. Охотятся они при помощи видоизмененных листьев — ловчих органов. Они встречаются в разных регионах мира — в низинных болотах севера и в сухих лесах Западной Австралии, в холодной Сибири и в жарких тропических лесах Борнео.
Размеры жертв этих удивительных растений варьируют от микроскопических дафний до комнатных мух и ос. В ловчие аппараты крупных видов иногда попадают даже лягушки и мелкие млекопитающие. В некоторых случаях растения адаптируются к определенному типу добычи. Так, разные виды непентеса ловят термитов и муравьев.
Растения привлекают насекомых окраской, запахом или сладкими “сиропами”. Например, у непентеса сладкая жидкость выделяется по краям кувшинки (ловушки). А внутри каждой кувшинки имеются пищеварительные ферменты. Попав в кувшинку, насекомое не может из нее выбраться, так как стенки этой ловушки пропитаны скользким воском.
Железы плотоядных растений выделяют пищеварительные ферменты: пепсин и органические кислоты (муравьиную, бензойную и др.), которые переваривают пойманную жертву, расщепляя животные белки. Образующиеся в результате такого внеклеточного пищеварения продукты (в основном аминокислоты) всасываются и усваиваются.
Венерина мухоловка способна захлопывать листья за одну десятую долю секунды. Это одно из самых быстрых движений в мире растений. Листья венериной мухоловки накапливают упругую энергию. Они работают как выпуклые мембраны, которые с резким щелчком переключаются из одного положения в другое, стоит только легонько нажать на них пальцем.
Некоторые из растений-хищников, такие как тропические лианы непентесы с соблазнительными ловушками в виде кувшинчиков и травянистые саррацении, выращивают и показывают посетителям ботанические сады. Эти растения можно содержать и в домашних условиях. Но не следует кормить их нашей привычной пищей, поскольку это может привести к их гибели. В отличие от диких растений-хищников, в домашних условиях плотоядное растение кормится приблизительно один раз в месяц. Оно даже может играть роль “санитара”, уничтожая в квартире мух, комаров и тараканов.
В настоящее время существует угроза исчезновения хищных растений. Это связано с осушением почв для сельскохозяйственных нужд, процессами эрозии почвы. Сохранившиеся популяции находятся в опасности из-за слишком интенсивного сбора растений.
Вопросы к классу
— Для чего некоторые растения ловят насекомых?
— Как венерина мухоловка может производить такие молниеносные движения без мускулов и нервов?
— Можно ли “кормить” непентес кусочками сырого мяса?
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— На уроке мы разобрали только часть учебного материала. С помощью домашнего задания вы сможете узнать много нового и интересного. Для выполнения практической работы мне понадобится помощь творческой группы.
(Жеребьевка или выбор из желающих трех членов творческой группы.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 9, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.
2. Охарактеризовать листья различных растений.
(Учащиеся учатся определять и характеризовать растения и их
части по рисункам учебника.)
Инструкция
1) Рассмотреть рисунки учебника (рис. 2, 6, 126 (1, 3, 4), 127 (2), 131 (3), 140 (1,4)).
2) Зарисовать листья растений. Подписать названия растений.
3) Описать листья по плану.
План
1) Способ прикрепления листа к стеблю.
2) Тип жилкования листа.
3) Вид листа (простой или сложный, если сложный, то какой именно).
4) Какому растению — однодольному или двудольному — принадлежит это лист.